Когда я в первый раз пришел в аудиторию к студентам, - это были автомеханики из одного московского инженерного вуза, - я чуть было не совершил все ошибки сразу.
Аудитория встретила меня настороженно и почти враждебно. Она состояла из тридцати парней с руками в машинном масле, в черных кожаных куртках и стрижками "бокс". Разговор о Платоне не зашел.
Мне пришлось спасать ситуацию: я сообщил автомеханикам, что философия чрезвычайно полезна в быту.
"Бывает так, - сказал я, - что вы в отпуске и сидите в баре на берегу моря. Стоит романтическая ночь, рядом с вами у стойки - прекрасная незнакомка. Тогда вы перебрасываете плащ на левое плечо и говорите ей: "Помню, о таких ночах есть примечательный пассаж у позднего Хайдеггера"".
И чего? - спросил лидер автомехаников.
И дальше все происходит, - пояснил я.
Нависла пауза.
Говорите, что там нужно этого позднего рассказывать, - насупившись согласился автомеханник.
О, для этого, друзья, нам сначала придется поговорить о Платоне, - отвечал я. - Ибо человек живет в культуре. А животные, к слову, это мысль Аристотеля, не причастны ей.
Так постепенно все в основном наладилось.
Топ-3 ошибок такие:
1) считать студентов идиотами, не слушать, что они говорят;
2) заставлять их читать учебник и зубрить термины, а не пытаться думать вместе в аудитории, т.е. действовать через начетничество, а не через интерес;
3) относиться к самому занятию иначе, чем профессиональный актер выходящий на сцену к своей работе, - без усилия и эмоций, без попытки установить связь с аудиторией.
Еще - не пытайтесь рассказать студентам о "всей философии", это абсурдная задача. Пусть будет десяток ярких терминов и примеров, пещера, китайская комната, кот Хайдеггера, и десяток имен. Вызывайте интерес, а не скуку. Показывайте связь философии со повседневностью ("как жить разумно?"). Показывайте связи со специальностью студентов - да, математикам нужно рассказывать про философию математики, а программистам предлагать дискуссию про искусственный интеллект etc. Иллюстрируйте идеи и темы, которые вы обсуждаете, всем объемом художественной культуры.
Придерживаюсь тех же принципов, но хотелось выяснить динамику температуры по всей больнице ;)
Не Печатнов ли?)
Эта байка есть в каждом ВУЗе и чуть ли не про каждого преподавателя :-)
Книга - огонь!!!
Это случайно не питерский политех? А то очень похоже, и про мем)