Безусловно социальные. Уилл Гомперц в книге «Непонятное искусство» писал: «Маки, как мы знаем, растут на потревоженных землях. Пройдитесь летом по просторам Северной Франции, где шли страшные бои Первой мировой войны, и, если это разгар лета, вы увидите красное зарево над землей, мерцающее, как рассветный туман. Это полыхают миллионы маков, которыми проросла земля, вспаханная бомбами и удобренная кровью и плотью раненых и мертвых».
Так же и с искусством. Вспомните когда случились самые крутые повороты в мире живописи. Именно после французской революции первые импрессионисты начали собираться в барах, пить абсент и строить планы, как бы двинуть искусство в абсолютно другую сторону. Потому, что мир вокруг стал новым, и искусство должно было поменяться вместе с ним. В совершенно неприемлемом и неаккуратном стиле художники позволили себе писать не классические библейские и греческие сюжеты, а простой мир и в нем самых простых людей. Это стало той самой отрывной точкой для всего современного искусства.
Далее Россия. Страна пережила революцию, у власти большевики с их утопическими идеями. Народу не нужно устаревшее искусство! Долой все старое!! Да здравствует будущее!!! Так в Россию пришел футуризм, а за ним и самые значительные для мира искусства вещи: абстракционизм Кандинского, Малевич со своим супрематизмом и знаменитым Черным квадратом, который окончательно перевернул роль художника в обществе.
Вполне очевидно, что самые значительные точки в искусстве происходили после серьезных социальных изменений. Думаю, например, если однажды миру откроет свои двери Северная Корея, то эта страна будет способна дать искусству нечто новое.
Почему Поллок дороже Ренуара?