Надо сказать, что история ХХ века показала, что рынок вообще ни на что не влияет. Рынок может затруднить приход нового, но ненадолго. Я помню, когда художники начали делать видеоарт, рынок блокировал их, потому что не понимал, как ему с этим работать, как существовать в такой ситуации. Но это не могло повлиять на желание художников экспериментировать с видео, и они продолжали заниматься тем, что им было интересно, а рынок потом подстроился. И Билл Виола, и наши AESы, — все вполне успешно функционируют, продают свои работы.
Мы не знаем ни одного художника, который стал бы известен благодаря тому, что его покупали на аукционах. Есть, конечно, такая глупость — «ой, я попаду на аукцион Sotheby’s, я стану известным». Здесь причинно-следственная связь другая. Мы провели, например, 500 выставок. Ни одну из них мы не задумывали, ориентируясь на положение художника на рынке.
Нужно понять вот что: рынок будет существовать до тех пор, пока будет обслуживать художественный процесс. А когда перестанет — умрет.
Другое дело, что у рынка есть свои законы, и в них бывает интересно разбираться. Например, почему Джексон Поллок стоит дороже Ренуара. В любом случае, эти законы касаются имен, уже вошедших в историю.
Говоря о социальных условиях, стоит сказать о моде. Например, в девяностые была мода на русское. Пал железный занавес, и мир увидел Россию. Как будто она была в темной комнате, в которой вдруг зажегся свет. Была мода на Китай, на феминисток. Сейчас, думаю, будет мода на Украину. Мода — хороший способ, чтобы осветить какие-то уголки, которые до этого не были мейнстримом, но временно.
Что касается политики. Ну вот, смотрите: считается, что в Германии скучная жизнь, но при этом там огромное количество художников. Хотя какая там, казалось бы, политика — налоги больше, налоги меньше, скучная бюргерская реальность. Не то, что у нас — жизнь, насыщенная драматическими событиями. Так что вряд ли влияет политика.
Влияет на искусство больше всего философия. Когда появляется новое искусство, оно слабое, невооруженное. Сделать первые шаги новому искусству очень часто помогает идеологический бэкграунд. Мы можем посмотреть итальянский трансавангард, в которого был такой теоретик, куратор Бонито Олива. Он продвинул целую группу художников. Сегодня такое тоже встречается, но реже — новые британцы, например, группа художников с общими взглядами на искусство. Поэтому если бы этот вопрос мне задал, например, молодой художник, я просто посоветовал бы ему искать подобных себе, свой круг, не боясь тратить на это ни времени, ни денег.
Почему Поллок дороже Ренуара?