Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чему может научить опыт випассаны?

ОпытМедитация
Соня Лебедева
  ·   · 1,6 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 19 дек 2019

Випассана (на пали) или випашьяна (на санскрите) — это практика проникновения в суть вещей. По-другому ещё называют аналитическая медитация. Это одна из двух основных частей буддийской практики. Вторая — шаматха или саматха (однонаправленное сосредоточение). То есть, буддист-практик сначала направляет сознание на наблюдение одного объекта, например своего дыхания, настраиваясь таким способом на внутреннюю собранность, внимательность, бодрость. И после того как ум настроен, успокоен, практик направляет внимание на осознание реальности такой, какая она есть.

Важной частью адекватного осознания реальности является устранение иллюзий по отношению к природе своей личности или своего Я. В процессе випашьяны буддисты рассматривают своё Я как изменчивый, непостоянный процесс. Практик направляет внимание на настоящий момент и обнаруживает, что вещи связанные причинами не могут оставаться постоянными. Явления, воспринимаемые органами чувств и сознанием, постоянно изменяются. Какие-то элементы возникают, другие исчезают, в результате каждое мгновение составляются новые совокупности, формы, структуры. То же относится и к личности. Каждое новое мгновение возникают новые элементы сознания. Я, которое было мгновение назад в настоящий момент уже не существует. А в следующее мгновение настоящее Я сменится на будущее. Непостоянство (анитья) — это свойство существующего. Если сознание пытается как-то зафиксировать, остановить, заморозить Я, возникает расхождение с реальностью. Вещи к которым привязано такое иллюзорное Я становятся причинами беспокойств. К примеру, человеку в настоящий момент может нравиться какая-то мелодия. То есть, сознание оценивает звуки как приятные и привязывается к ним. Человек может подумать, что эта музыка — отражение постоянного Я. Но что будет, если человек будет снова и снова слушать одну и ту же мелодию много много раз? Эта приятная музыка надоест и в какой-то момент начнёт раздражать, станет неприятной. Это получается в результате изменчивости, непостоянства Я. То же относится и к остальным чувствам — вкусам, запахам, зрению, прикосновениям и объектам сознания.

В процессе випашьяны человек учится находить такие привязанности к приятным и неприятным вещам и раскрывать их иллюзорность, отказывается от этих ненужных болезненных привязанностей. В результате так человек освобождается от беспокойств. То есть, не мучает себя прослушиванием одной и той же надоевшей пластинки. Неудовлетворительность существующих изменчивых явлений (дуккха) — это второе рассматриваемое свойство существующего. Мир изменяющихся неудовлетворительных явлений называют самсара или сансара.

Третьим свойством существующего, рассматриваемым в ходе випашьяны является отсутствие самостоятельной сущности (анатта или анатман). Явления наблюдаются существующими в связях друг с другом. Проявляются причины и следствия взаимодействия явлений. Человек наблюдает мир и находит, что нет чего-либо отдельного от остального мира, что не было бы связано с чем-то ещё, обусловлено внешними причинами.

Когда человек в ходе практики чётко осознал эти свойства вещей, возникает естественное стремление не оставаться в пространстве беспокойств, в сансаре. Освободиться от беспокоящих вещей. Для этого буддисты стараются отказаться от ненависти, пристрастий и заблуждений. Человек думает так: нет Я, которое может ненавидеть постоянно; нет Я, которое может быть привязано желанием к чему-либо постоянно; нет Я, существующего постоянно. Таким образом, человек нейтрализует причины беспокойств. Становится невозмутимым. Если такую практику выполнять системно, то в результате человек переходит к другому уровню мышления, когда не остаётся ни одной причины беспокойств, даже самых мелких, едва заметных. Такое состояние называют ниббана или нирвана. В этом состоянии нет непостоянства и нет неудовлетворительности. Именно это буддисты называют полной свободой, реальностью, счастьем.

Буддизм и психология  · 14 нояб 2019
Основная цель випассаны: исключение неведения с целью постижения истинного положения вещей - то есть пустоты, соответственно - нирвана. Но если говорить про обычных современных мирян и реальных наших возможностей, то, думается... Читать далее