Если брать "давно живших художников" чохом, то их произведения имеют, во-первых, сугубо историческую ценность, как артефакты давно ушедших дней), а во-вторых, как ни крути, ценность им придает "реклама", скажем так, анализ этих произведений искусствоведами, братьями по ремеслу, да просто любителями того или иного искусства, имеющими возможность публично высказаться. Ну а массы, причисляющие себя к ценителям, следуют "ценным указаниям".)))
Для всех прочих ценность произведений и старых, и современных мастеров определяется эмоциональным воздействием. Вот если Джоконда мне безразлична, то и ценность её для меня минимальна, а вот Рождение Венеры Боттичелли странным образом меня затрагивает, поэтому и ценность этого полотна (для меня, конечно же) неизмеримо выше.)