Ну…, понятие УМНЫЙ более относится именно к положительной оценке личного интеллекта того, кого мы как раз таки выделяем среди остальных и называем его — УМНЫЙ.
А вот касательно понятия РАЗУМНЫЙ, то тут явно больший акцент на ту же самую положительную оценке личного интеллекта кого мы выделяем среди остальных НО УЖЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ И ДЕЛОВОМ аспекте и называем его — РАЗУМНЫЙ.
Но понятием МУДРЫЙ мы среди УМНЫХ и РАЗУМНЫХ выделяем того, кого мы можем выделить среди остальных, как Объект ассоциаций с лучшим Преданием человечества, с перспективой и на истинный исторический прогресс этого же самого человечества — .в предельно философском (т.е. универсально всеобщем) Смысле.
Из данных мною определений ясно, что УМНЫЙ и РАЗУМНЫЙ — есть синонимичные понятия того же самого только в разном аспекте рассмотрения. А вот Понятие МУДРЫЙ — есть качественно различным и относящимся к существенно более высокой Иерархии понятием, чем те же самые понятия УМНЫЙ и РАЗУМНЫЙ. И из этого становится ясным, что {{{как Объект ассоциаций с лучшим Преданием человечества, с перспективой и на истинный исторический прогресс этого же самого человечества — в предельно философском (т.е. в универсально всеобщем) Смысле}}} для мусульман понятие МУДРОСТЬ всегда будет ассоциироваться с высшей МУДРОСТЬЮ, какую пророк Мухаммед и дал Детям АЛЛАХА в Коране, как Предание истинной веры в АЛЛАХА, как об ОТЦЕ Верных и Заветах Его — Сынам Его. Ну и потому мусульмане ничтоже сумняшеся верно поступают, когда расправляются в врагами притязаемого ими благоденствия всего человечества, когда нападают на глумящихся над их святынями, сжигающи Коран или оскорбляющи Пророка Мухаммеда.
Конечно, современные Христиане существенно терпимей мусульман к варварскому к ним и их вере отношению, но тут большее значение имеет факт, что скорее всего христиане по самому человеколюбию их веры выделяются как более прежде всего РАЗУМНЫЕ, да и зачастую и более УМНЫЕ (в интеллектуальном смысле) чем в среднем те же мусульмане, и имеют к тому и Предание (Пс.13) — "Рече безумен в сердцы своем — несть Бог (АЛЛАХ)". Т.е. и вера мусульман, и вера христиан делает их существенно более и УМНЫМИ и РАЗУМНЫМИ, чем тех же беснующихся от неверия варваров, с шайтан-башкою. Так что само Предание Православных Пророков древности воспевает (в Псалме 13) умудрение через Веру, даже если этой Верой будут такие принципиально непримиримые направления, как Иудаизм-Каббализм, Магометанство, Христианство, Буддизм и Индуизм. И в человеколюбивом Христианстве такое положение дел как бы лежит на поверхности производимого Верой содержания нашей Интуиции, из чего и эта Мудрость в терпимости к иному вероисповеданию, ибо эту Мудрость как раз и воспел Божественный Давид, как откровение от ОТЦА СВЕТОВ, в Псалме 13.
Лично я могу и строго доказать аналитически и прагматически, почему вообще Вера есть именно Универсальной Истиной, и почему Вера в Бога (в АЛЛАХА, в Брахма-просвещение Будды и даже в Олимп Божеств др. Греции, и в Нагвализм толтеков) есть качественно более высокой иерархией разумности, чем отсутствие подобного рода Веры. И мои аргументы тут на Кью даж в их слабом виде никто принципиально не может аналитически поставить под сомнение, но только отрицая их аки безмозглый фанатик, причём экзальтированно безмозглый, точно как о том и говорит Великое Предание Древних, с напутствием следовать Ему (Пс.13) — "Рече безумен в сердцы своем — несть Бог (АЛЛАХ)".
Если же пояснять более детально и различительно эти понятия, то имеем следующее — УМ не может быть понят иначе, чем вся совокупность Ментального, включая сюда и самую Природу Сознания. А Разум вполне естественно понимается как нечто продуцирующее, как то Основание, которое как раз и занимается преобразованием ментального в продуты мысли в Знание, в весьма широком Понимании этого факта. Допустим, Вселенский Разум в этом же ключе есть Основанием всех преобразований всего до конца ментального (отождествлённого с нашими интересами) неограниченно существующего сообщества личностей и вещей. Ибо самое Подобие Природ Вещественного и самой природы Сознания — есть факт того, что у них Единая основа. И если существует Вселенский Разум, отождествляемый Религиозно с Духом Веков (и не есть Святой Дух, но Дух 7-ми стадий всего Мироздания, Семи Веков, Осьмый же и совершеннейший Век Бог положил во Христе, дабы Им утвердить Вечность), то Он так же как и наш человеческий Разум есть Подобием Божества. Сам же Бог — есть Абсолют и Истина, являя совершеннейшее тождество всего Ипостасного состава Божества, неразличимо. И конечно, раз Человек есть Образом и Подобием Божества (Бытие 1:26), то Естество человека, как УМной твари, вполне Единяемо в Подобиях, чем и фундируется и естество и возможность существования Вселенского Разума (который есть Первое Творение Бога, и которым как телом Бог сотворил всё сущее). Само же Божественное — есть нечто особенное, как вечно сохраняющее таинство Своего Божества. И потому для Откровений свыше вполне привлекаемым оказывается и Дух Святый, наряду и с Откровениями из Природ Разума, которые только в Истине едино и совершенно непротиворечивы друг другу.
Отсюда ясно, что рассмотрение Природы Сознания вполне таки даже по необходимости допускает исследование себя через диайрезиз (деление по Аристотелю) в понятиях УМ и РАЗУМ, конечно же не без РАССУДКА, как отсылке к здравому смыслу и опыту действительности.
Дайте знать — в достаточной степени или нет, я вам распедалил не совсем вам ясное манипулирование мною понятиями УМ и РАЗУМ, и их смысл??
P.S. Допустим в объяснении по ссылке:
Чем отличается ум от разума — имеем нечто среднее в описании различий Разума и интеллекта и
Разума и здравого смысла, что в последнем случае (по Платону) имеет вид:
- «Если, как думают некоторые, здравый смысл ничем не отличается от разума, то мы, — говорит Платон, — были бы вынуждены признать, что всё, что мы замечаем посредством тела, есть первопричинная и достовернейшая истина. Но мы должны считать их за два рода, потому что они произошли отдельно и имеют неодинаковое свойство. В самом деле, [разум] возникает через ученье, [здравый смысл] — через непосредственную уверенность; [разум] всегда опирается на отчётливые основания, [здравый смысл] — безотчётен, по очевидности; [разум] не изменяется от непосредственной уверенности, [здравый смысл]— послушен ей; [здравому смыслу] надобно почитать причастными всех людей, а разуму причастны боги, человеческий же род что-то мало» («Тимей», 51е) [5]. Принадлежащие здравому смыслу «истинные мнения, пока они остаются на месте, суть прекрасное дело, и они производят всё доброе; но они не хотят оставаться долгое время на месте, они убегают из человеческой души, и вот почему они имеют немного цены, пока кто-нибудь не свяжет их знанием основания… Когда они так бывают связаны, то сперва они обращаются в познания, а потом делаются неизменяемы» {{неизменяемы в смысле Эйдосов Платона, что справедливо, но отчасти, ибо знание основания лишь точно сопрягает интуицию фактов и сами наблюдаемые факты, но это только начало Магистрального пути к Истине, который в Христианстве Вечен и всегда исполнен смысла}} («Менон», 97 е). "Таким образом, хотя здравый смысл и соответствующий ему опыт---возможны, вследствие истины идей, которую душа знает сама по себе, однако Истина, приобретаемая здравым смыслом (как и всякое экзистенциальное утверждение (существования)), непрочна и изменчива, как и чувственные явления, с которыми тот находится в непосредственной связи (ибо требует всегда предметной связи, вне которой обессмысливается): она (эта Истина), вне прочной обоснованности в доказательно-общее утвеждение (Закон, Завершённость), не свободна от возможности неверности в самой себе и не защищена доказательной общностью от софистики, мнения которой не любят оставаться долго на месте." (Юркевич П. Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта, Речь, произнесённая в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1866 года, с.26)
В случае Разума и интеллекта имеем в общем более Качественную и намеренную характеристику одного и того же в понятии Разум, и опытно (по жизни) количественную характеристику того в ментальной сфере, в понятии Интеллект.
И тут более лучшим будет прийти к таким Категориальным Оценкам, которые используют понятия: Сознание, УМ, РАЗУМ, Рассудок, здравый смысл, Субъективная психическая реальность и наконец таки МУДРОСТЬ, если мы говорим в высшего типа Смысле. Одни их этих понятий есть конечными выходами к Выводам наших исследований Сознания, а другие есть инструментарием к такого рода исследованию и описанию этих выводов. И вцелом тут упор делается на самую перспективную ЯСНОСТЬ и Чёткость, в чём и есть помощь моего вам коммента.