Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем примечательна китайская живопись?

Искусство и культураИскусство+2
Виктория П.
  ·   · 5,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 12 мая 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

In no particular order:

Китайская живопись не парится натурализмом — точнее, имеет к нему свой собственный подход. Если говорить очень (очень) грубо, то вещи изображаются согласно своей сути, нежели своей оптике. В понимании сути есть некоторые трения между условно-буддистским, условно-даосским и условно-конфуцианским подходом, но это уже нюансы, которые не всегда влияют на форму и содержание.

В отличие от западной, китайская живопись меньше носится с объемом и светотенью, и больше с линией и движением костей. Шитао писал о единственности черты как о квинтэссенции любой живописи.

Светское искусство в китайской живописи появляется практически с самых ранних сохранившихся образцов (ранней Хан третьего века до н.э.). Пейзажистика появилась на востоке почти на тысячу лет раньше, чем на западе, крайне индивидуалистский импрессионизм — почти на пятьсот лет раньше. Не говоря уже о концептуальных техниках ippin (逸品) вроде слепого и околоабстрактного письма, намеренно идущих в противовес существующей традиции — так что если вам когда-нибудь кто-нибудь будет впаривать про то, что на востоке все кланяются, а живопись придумали в Европе, вспомните этот абзац.

Многие периоды китайской живописи были целенаправленно монохромны. Художники Тан, в самый расцвет классической живописи, откатили палитру еще дальше чем предшествовавшие им ханцы. Согласно письменным свидетельствам, У Даоцзы, главный мастер своего времени, иногда работал без использования цвета вообще — оригиналов, правда, не сохранилось, а сам У Даоцзы свалил в нарисованную дверь императорского дворца, но подобное в тех краях происходит достаточно часто.

У китайской живописи амбивалентные отношения с нарративом. Живопись на свитках обычно смотрится близко, отрезками около полуметра, так что ведущей техникой в ней оказывается не сюжетность, а сопоставление и сдержанный контраст — тем более что люди в таком формате оказываются не столько личностями, сколько явлениями природы.

К сожалению, одной из особенностей всей этой традиции будет и то, что сохранилась она весьма плохо, а среди сохранившихся работ царит хаос аттрибуции и датировок. С другой стороны, это прекрасно демонстрирует и отношение китайской живописи к самой себе: традиции свойственно петлять, работам нормально быть переписанными, утраченными, возвращающимися снова в других инкарнациях.

Ну и, как со всем искусством, нужно понимать, что китайская живопись всю дорогу была многоголосьем людей разных представлений о мире, разных социальных слоев, разных культурных течений — таким же, каким мы представляем себе европейское искусство в его лучшие годы.

Это многоголосье невозможно покрыть в ответе на Кью, поэтому о нем нужно читать книжки. Читать не сложно: томик Кахилла прочитывается за вечер. Удачи.

Первый
Клуб китайской культуры "Баймао".   · 19 сент 2020  · baimao.ru
Китайская живопись иначе называется гохуа и сочетает в себе эстетику каллиграфии, поэзии и живописи, соединяя в себе сразу несколько художественных образов. Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть... Читать далее
Алиса Лозайка Клуб китайской культуры "Баймао" www.baimao.ru т. 8(495) 507-30-68Перейти на baimao.ru
Журналист, беллетрист, дизайнер.  · 29 мая 2021
Какая же эта живопись? В нашем, европейском понимании, живопись это холст, масляные краски, богатая палитра, совершенный сюжет, и все это обрамлено в багет. Так что, и у китайцев, и у японцев изобразительное искусство это в... Читать далее
Хороший человек   · 27 апр 2021
Подробно нижеотписавшиеся несомненно достойны, но по факту современный зритель видит лишь примитивные наброски, "облагороженные" "клеймом автора" и долженствующими придать солидности иероглифами. И презрительно уходит... Читать далее