Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем примечательна китайская живопись?

Искусство и культураИскусство+2
Виктория П.
  ·   · 5,3 K
Первый
Клуб китайской культуры "Баймао".   · 19 сент 2020  · baimao.ru

Китайская живопись иначе называется гохуа и сочетает в себе эстетику каллиграфии, поэзии и живописи, соединяя в себе сразу несколько художественных образов. Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.

Китайская живопись гохуа имеет ряд принципиальных отличий от европейской живописи. Объекты, изображаемые на картине располагаются в соответствии с символическим смыслом, а не вписываются в визуально воспринимаемое реальное пространство. Поэтому в китайской живописи нет понятия линейной перспективы, в ней используются законы рассеянной перспективы. Предметы, расположенные ближе к зрителю рисуются более темными, те, что расположены дальше – светлее. Источник света и тени от предметов в китайской живописи не так взаимосвязаны друг с другом, как в европейской, светотеневые законы интерпретируются иначе.

Композиция живописного полотна строится на точном расчете соотношения частей к целому, обязательно наличие пустого, незаполненного пространства в картине, которое четко соотносится с пространством заполненным.

Совершенно уникальны материалы, которые используются в китайской живописи. Это рисовая бумага сюань, минеральные краски, китайская тушь и кисти из шерсти козы и/или волка. Отличительной особенностью таких кистей является их гигроскопичность, необходимая для нанесения пигментов на рисовую бумагу, которая обладает повышенной впитываемостью. А про соотношение туши и цвета в живописном полотне китайцы говорят так: тушь в картине – хозяйка, цвет в картине – гость.

В гохуа должно одновременно сочетаться несколько противоположностей: сухое и мокрое, большое и малое, длинное и короткое, темное и светлое, частое и редкое.

В целом можно сказать, что для китайских художников гораздо важнее сохранение верности внутренней правде жизни, а не точное копирование реальных объектов.

В китайской живописи выделяются два исторически устойчивых стиля «гунби» и «сеи». Гунби (тщательная кисть) основывается на тонкой графической проработке деталей и на ясно читаемых линиях. Стиль сеи (выражение идеи) отличается живописной свободой, призванной выразить сущность предметов и позволяющей зрителю дофантазировать недосказанность в изображение . Зачастую работы в стиле гохуа сочетают в себе элементы обоих стилей.

Жанры китайской живописи объединяют произведения не столько по их предметному наполнению, сколько по смысловому содержанию. Природа изображается в многоплановых композициях жанра пейзаж или «горы и воды» или в фрагментарно в жанре «цветы и птицы» или «растения и насекомые». Люди изображаются в жанре «люди и предметы» и в потртетном жанре.

Особого упоминания стоят так называемые “Четверо благородных” – это четыре символа, четыре растения, обладающие, согласно китайской традиции, качествами благородного человека. Cлива мейхуа, орхидея, бамбук и хризантема. Именно эти растения изображаются чаще всего в традиционной китайской живописи и именно с них начинается обучение гохуа, т.к. считается, что освоив изображение четырех благородных растений, можно приобрести все основные навыки традиционной китайской живописи.

Китайские художники передают из поколения в поколение древние традиции живописи гохуа, сохраняя это искусство. Но, каждое последующее поколение привносит что-то новое. Неизменным остаются лишь так называемые «четыре сокровища кабинета ученого мужа» - это тушь, кисть, тушечница и бумага.

Алиса Лозайка Клуб китайской культуры "Баймао" www.baimao.ru т. 8(495) 507-30-68Перейти на baimao.ru
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 12 мая 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
In no particular order: Китайская живопись не парится натурализмом — точнее, имеет к нему свой собственный подход. Если говорить очень (очень) грубо, то вещи изображаются согласно своей сути, нежели своей оптике. В понимании... Читать далее
Журналист, беллетрист, дизайнер.  · 29 мая 2021
Какая же эта живопись? В нашем, европейском понимании, живопись это холст, масляные краски, богатая палитра, совершенный сюжет, и все это обрамлено в багет. Так что, и у китайцев, и у японцев изобразительное искусство это в... Читать далее
Хороший человек   · 27 апр 2021
Подробно нижеотписавшиеся несомненно достойны, но по факту современный зритель видит лишь примитивные наброски, "облагороженные" "клеймом автора" и долженствующими придать солидности иероглифами. И презрительно уходит... Читать далее