Копипаст:
Настойчивый — а порой и жестокий — он с детства обладал способностью трезво оценивать обстановку и быстро принимать решения. Умел ценить людей, приближая к себе тех, кому действительно он мог доверять, и никогда не забывал награждать за верную службу. Имел горячий испанский темперамент, способность схватывать на лету любые науки. Относительное богатство и аристократическое воспитание (о котором позаботился Родриго Борджиа для всех своих детей) помогли ему сформировать в себе качества независимой и сильной личности. Он получил репутацию человека непредсказуемого и опасного. По Риму — если не по всей Италии — распространялись слухи о его необычайной физической силе. Он принимал участие в состязании борцов и, по свидетельствам очевидцев, выходил победителем. Говорят, находясь в хорошем расположении духа, Чезаре мог почтить горожан, явившись на праздник. Несмотря на то, что он имел большой духовный потенциал и, безусловно, мог достичь очень многого в делах служения Церкви, Чезаре видел себя полководцем. Он имел в своём распоряжении хорошо обученную армию, солдаты любили его за щедрость и внимательность к их нуждам. Обладая отличной памятью, герцог знал едва ли не каждого солдата, побывавшего с ним в серьёзных сражениях не только в лицо, но и по имени. Чезаре превосходно владел мечом и, даже будучи кардиналом, принимал участие в нескольких битвах.
По свидетельствам того времени, Чезаре был определённо хорош собой — в нём сочеталась римская утончённость, полученная от матери, и сила испанских аристократов, доставшаяся от отца. Высокий, черноволосый, с загадочным взглядом тёмных глаз — именно таким он представлен на портретах.
Борджиа был умным, красивым, атлетически сложенным, иногда просто обворожительным и всегда абсолютно беспринципным и неразборчивым в средствах. Ему приписывается единственное доброе дело, которое он сделал за свою жизнь: он открыл специальную больничную палату, в которой могли пожить и подлечиться старые проститутки, отошедшие от дел по причине слабого здоровья или преклонного возраста.
Женщины всегда представляли для Чезаре Борджиа лишь сексуальный интерес. У него было множество сексуальных связей, но нет ни малейшего намека на то, что он когда-либо любил хотя бы одну из тех женщин, которые встретились ему на жизненном пути. Его сексуальное поведение было скандальным даже для Италии эпохи Возрождения. Ходили упорные слухи о том, что он, например, поддерживал сексуальные отношения со своей сестрой Лукрецией. 30 октября 1501 года он устроил приём, так называемый Каштановый банкет, на котором для него и его гостей танцевало 50 обнаженных куртизанок. На этом же приеме были выданы призы тем гостям, которые смогли превзойти всех остальных по количеству проституток, с которыми они здесь же в зале имели сексуальные сношения. В другом случае в небольшой загон по приказу Чезаре запустили четырёх жеребцов и двух кобылиц. За всем происходящим в загоне с интересом наблюдали сам Чезаре, его сестра и их отец.
Макиавелли выбрал Чезаре Борджиа за образец своего «Государя»; его восхищало в Чезаре умение управлять самыми беззастенчивыми методами, «соединяя в себе силу льва и хитрость лисы». Писал он в частности и следующее:
"Обозревая действия герцога, я не нахожу, в чём можно было бы его упрекнуть… Ибо, имея великий замысел и высокую цель, он не мог действовать иначе: лишь преждевременная смерть Александра и собственная его болезнь помешали ему осуществить намерение. Таким образом, тем, кому необходимо в новом государстве обезопасить себя от врагов, приобрести друзей, побеждать силой или хитростью, внушать страх и любовь народу, а солдатам — послушание и уважение, иметь преданное и надёжное войско, устранять людей, которые могут или должны повредить; обновлять старые порядки, избавляться от ненадёжного войска и создавать свое, являть суровость и милость, великодушие и щедрость и, наконец, вести дружбу с правителями и королями, так чтобы они с учтивостью оказывали услуги, либо воздерживались от нападений, — всем им не найти для себя примера более наглядного, нежели деяния герцога"
Изучать историю по сериалам и книгам, написанным не историками (а Сабатини таковым не являлся) — это путь, увы, в никуда.