Быть учителем в XXI веке непросто, но, если по-настоящему любить своё дело и поступать строго в соответствии с тем, чего хочет от тебя администрация школы и Министерство образования, истинное удовольствие гарантировано. Жаль, что за 3 года работы у меня так и не получилось выполнить последнее условие при наличии безграничной любви к детям. Поэтому порассказываю как бывший учитель русского языка и литературы (!) из Петербурга (!).
Быть учителем в XXI веке - это:
Трудиться в постоянных условиях цейтнота: от тебя постоянно хотят всего и сразу, причём работа с детьми и проверка гор тетрадей не всегда самое сложное. Постоянные совещания с переливанием из пустого в порожнее, показушные конкурсы педагогов на добровольно-принудительной основе и самое ужасное в виде всевозможных проверок от прокурорских до комитетских - то самое.
Иметь прекрасный бонус в виде стабильной з/п и 56 дней оплачиваемого отпуска. Но, как вы знаете, у нас в стране ничего не бывает просто так, поэтому половину этого отпуска ты прогуливаешься по больницам, на которые совершенно не было времени в течение рабочего года, а вторую половину составляешь рабочие программы на год грядущий, плюс ещё какое-то время - просто отходняк, когда приходишь в себя. :D Но всё равно огромный отпуск - это очень, очень приятный момент!
З/п прямо пропорциональна твоей нагрузке: чем больше часов работаешь, тем больше получаешь. Все стараются предельно нагрузиться, иногда за эти несчастные часы разворачиваются настоящие бои. Для примера: когда я работала 18 часов в неделю (ставка), моя з/п составляла 16.000, со временем стала тащить на 35.000, но это были уже 29 часов в неделю + классное руководство + руководство кафедрой + вторая половина дня. Часто бывало по 8 уроков подряд + дежурство на переменах. Отлучился с дежурства - объясняйся (от устных ответов до письменных объяснительных, и не дай бог с ребёнком на перемене что-то случится, про на уроке я вообще молчу). Семью свою просто не видишь: в 8 утра из дома, в 20-21.00 - домой (у меня было так), а дома составление конспектов и проверка тетрадей, которые не успел проверить на работе, а что-то не успеваешь ты по-любому. Недаром говорят, что учительские дети самые обделённые. Короче говоря, учителя получают неплохо, да, но для этого "неплохо" нужно впахивать как сапожник ну или "идти в бизнес". И это ещё мегаполис. Страшно представить, что в глубинке...
Испытывать постоянную необходимость саморазвития в условиях современного информационного подхода: либо ты в теме и разделяешь интересы учеников, делая процесс преподнесения знаний интересным и занимательным, либо дети считают тебя отсталым представителем века вчерашнего, далёкой (или как раз-таки не_далёкой) "училкой", которая не знает, что такое "гугол"... Это одновременно и минус, и плюс. Суровая реальность, но это не так уж и плохо. Есть стимул развиваться. :)
В больших городах: иметь постоянную возможность повышения квалификации в виде курсов, семинаров, единичных лекций, поездок за границу. Напомню, я работала в Петербурге, и желающие постоянно выезжали в Европу смотреть школьную жизнь, знакомиться с другими подходами к образованию. Хочешь развиваться - пожалуйста. Жаль только хотят не все.
Самая большая трудность - если ты недоволен основными принципами нашей системы школьного образования (например, ОГЭ и ЕГЭ), имеешь свою точку зрения по традиционным вопросам (религия, политика, взаимоотношения), может быть несладко. Не будем об этом подробно.
Родители и дети. Они, кстати, коренным образом не изменились. Среди тех и других есть сложные и такие, с кем работать - одно удовольствие. А вообще, дети - это счастье. Они искренние, "живые", не испорченные взрослой жизнью. Они настоящие. Современные дети рано взрослеют, поэтому многое понимают. И ерунда, будто бы дети XXI века тупее, плохо себя ведут и издеваются над учителями. Нет, не верьте этому! Учитель - прежде всего профессионал (в идеале), и должен завоевать авторитет среди своих учеников.
Быть учителем в XXI веке - как и в любом другом - большое и крайне ответственное дело. Жаль, что в глазах современного общества эта прекрасная профессия теперь считается непрестижной, порой какой-то обидно второсортной и вызывает шутки типа "не нашел нормальной работы, поэтому устроился по специальности учителем". При всёх вышеперечисленных минусах люди продолжают работать в школах и любить своё дело, которое неминуемо становится образом жизни.
Прошу прощения за сумбур и много букв. Слишком непростая тема. Спасибо за актуальный вопрос. Это МОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, возможно, у кого-то всё было иначе (хоть я и заранее в этом немного сомневаюсь).
Всем добра!
Huh, у моей матери во Пскове зарплата около 13 тыс. руб. с двумя сменами (хотя работает уже больше 10 лет) :D
Для школьной программы тех фамилий, которые вы назвали, знать и не требуется.
Надо было идти в бизнес. Вы же не пошли. Ну вот...