Так или иначе, но большинство новых болезней связаны с техническим прогрессом: мы можем глубже залезть и больше узнать.
Очень много связано с вирусами. Есть как новые мутировавшие вирусы, так и давно существующие. Просто мы не умели их диагностировать. Навскидку: ВИЧ, атипичная пневмония (SARS), лихорадки Марбург и Эбола, гепатиты D, E, F и G. Когда-то все они были неизвестными, и люди от них умирали. Сейчас некоторые пациенты явно переносят гепатит, но при этом негативны в отношении всех маркеров известных вирусных гепатитов человека. Возможно, существует еще множество вирусов, поражающих печень, которые мы еще не умеем диагностировать.
Бактериальные инфекции тоже не стоят на месте. Например, болезнь легионеров однозначно приобретение прошлого столетия. Соответственно первые случаи смерти от этого возбудителя считались как от «пневмонии неясной этиологии».
На практике это выглядит примерно так: появляется пациент с определенными симптомами, которые не укладываются в картину ни одного заболевания. Его обследуют, причем спектр исследований расширяется с каждым отрицательным результатом. Дальше его можно описывать как «клинический случай» в какой-нибудь журнал или на конференцию. Если путем всех исследований возможно установить точно возбудителя и патогенетическую связь, то порой и одного случая достаточно для регистрации нового заболевания.
Не так давно в практику врача вошел «метаболический синдром». Комплекс симптомов связан с ожирением, нарушением толерантности к глюкозе, артериальной гипертензией. Тоже в общем-то «болезнь XX века».
Что касается того же метаболического синдрома или посттравматического стрессового растройства (ПТСР), которое также было описано относительно недавно, то здесь нужна широкая репрезентативная выборка, прежде чем объявлять его новым заболеванием. С инфекциями в этом плане проще: новый возбудитель = новая болезнь.
Если спуститься совсем на землю в рядовую больницу, то мы и сейчас нередко используем такие диагнозы как пневмония неизвестной этиологии, криптогенный цирроз печени, идиопатическая кардиомиопатия. Но чаще это связано с тем, что нет возможности провести расширенную диагностику в данном лечебном учреждении.
Про себя могу сказать, что на данный момент работы в данных условиях первооткрывателя из меня не выйдет. Даже если мне попадется случай смерти от той же неизвестной пневмонии, морфологические признаки поражения легких я конечно же найду, возьму материал на посев и все что, необходимо. При этом диагноз вероятно будет звучать так: Внебольничная двусторонняя пневмония неясной этиологии. Если это будет единичный случай, то он скорее всего просто утонет в архиве.
На сколько я помню, ВИЧ появился, лишь, в КОНЦЕ 70ых гг 20 века