Хочется сразу задать уточняющие вопросы:
Какой длины текст?
С какой целью его нужно запомнить (например, выступление перед аудиторией)?
Насколько хорошо вы понимаете этот текст?
Обязательно ли запоминать слово в слово?
Так как детали нам неизвестны, попробую дать несколько общих рекомендаций.
Разбираемся в содержании. Постарайтесь максимально понять содержание текста. Переводите незнакомые слова, останавливайтесь на грамматических оборотах, следите за логикой и организаций текста. Запоминать что-то осмысленное гораздо легче и приятнее, чем просто зубрить. Логика текста уже сама по себе подсказывает, о чём в нём говорится и что будет дальше.
Рисуем схемы. Если текст довольно длинный, есть смысл нарисовать схему текста. Например, биография — это временная линия (timeline), в которой есть короткие и длинные отрезки. Другой текст может иметь форму концентрических кругов, уменьшаясь при переходе от общего к частному.
Делим на смысловые части. Когда вы можете с уверенностью сказать, что текст понятен, разделите его на смысловые группы. Чем длиннее текст, тем больше этих групп может быть, но группа не должна превышать 2-5 строк. Любой текст можно разделить на части, которые доносят до читателя одну идею. Выпишите ключевые слова из каждого такого смыслового куска. На эти слова можно опираться, когда воспроизводишь текст. По мере запоминания текста уменьшается количество ключевых слов, то есть, сначала вы будете пытаться воспроизвести кусочек текста с опорой на десять слов, потом на пять, а потом на одно.
Слушаем текст. Некоторым помогает проговаривание вслух. Не весь текст сразу, а постепенно, отдельными смысловыми кусками, соединяя их в более крупные отрывки. Можно записать текст на диктофон и слушать его много раз, чтобы он лучше лёг. Но в этом случае я бы посоветовала вдумчивое прослушивание, то есть не просто фоном. Вы можете останавливать запись после смысловых кусков, повторять какие-то обороты речи, или произносить этот же текст с опозданием на две секунды (shadowing).