Чрезмерная опека приводит к пассивности воли у людей, которые имеют спокойный характер; к агрессии - у людей, которые имеют яркий темперамент и сильную волю.
Первое простое правило для поиска необходимой золотой середины - понимание, что дети - это максимально близкие к естественности, к природе существа. В них нет еще культуры, надстроек общества, которые есть у взрослых.
Поэтому практически ВСЕ поступки детей в раннем детстве - это исследование и поиск границ дозволенного. И тут сразу остановка. Границы дозволенного - не в идеологическом, воспитательном или нравственном плане, как это уже, например, есть у школьников по отношению к новым людям в группе. Маленькие дети лезут на высокую лестницу не Вам назло - они изучают лестницу - они не падали и не знают, что это опасно или больно. А Вы знаете. Вы знаете, что без лестницы не выполнишь определенных работ, но лестница - это опасно, потому что с нее можно упасть. Поэтому надо уметь две вещи: 1. залезать и слезать с лестницы, 2. при этом балансировать на ней так, ставить ее так, чтобы самому с нее не упасть. НО!!! Ваше знание о том, что с лестницы можно упасть не освобождает Вас от вероятности падения. Вы просто заранее предполагая это, лестницу стараетесь поставить ровно, просите другого человека ее подержать, за поручни цепляетесь покрепче, краем глаза следите, куда наступаете и стараетесь держать равновесие. А этому Вы учились где? Правильно, на лестнице. То есть Вам приходилось на нее лезть, даже если на ней было опасно. Делали Вы это или в присутствии родителей, или без них, пока они, с их "всевидящим оком", были на работе. Главное, что Вы это делали. Или же сейчас, будучи взрослым Вы стоите беспомощный перед лестницей и плачете от страха.
Вот она золотая середина: незнание ребенка и Ваше знание пересекаются в Вашем действии. Не будете останавливать - ребенок рано или поздно упадет. Удачно упадет - запомнит на всю жизнь страх и боль. Больше на лестницу не полезет, или полезет уже по-другому. Неудачно упадет - сломает себе что-то или убьется - Вы будете носить это всю свою жизнь. Вот Вы и в точке выбора - каким будет Ваше действие?
Вы будете грозно орать, пугать и стращать, наказывать? Вы будете сильно пугаться и стаскивать ребенка с любого препятствия? Вы будете спокойно стоять рядом, игнорируя опасность? Вы будете нудно читать маленькому ребенку инструктажи по технике безопасности, половину слов из которых он не понимает? Вы подстрахуете ребенка на бОльшей высоте, Будете учить его, как ставить ногу, как держаться за поручень, и спокойно, решительно скажете "дальше нельзя"? При сопротивлении уберете лестницу и переключите внимание ребенка, а потом организуете ему более безопасный вариант лестницы?
Воспитание и развитие - это постоянный баланс между исследованием и безопасностью. Увы. Вас никто и никогда не освободит от этого долга. И в Вашей голове должен быть баланс между любовью к Вашему ребенку и желанием ему только хорошего и ответственностью за всю дальнейшую жизнь Вашего ребенка в качестве взрослого человека.