К чему приводит черезмерная опека в воспитании ребенка?
Очевидно к тому, что ребёнок не будет учиться принимать решения и ошибки(при грамотном воспитании нужно уметь принимать правильные решения и уметь учиться на ошибках, не воспринимая их близко к сердцу)
И как найти грань между излишней опекой и вседозволенностью?
А никак, а знаете почему ? - потому что вопрос поставлен не правильно. Если так подумать, то излишняя опека и вседозволенность это ведь симптомы проблемы выбора стратегии воспитателем(и забота не о ребёнке, а о СЕБЕ - "вот я такой суперпупер-родитель, который всё делает за ребёнка.... тем самым оставляя-делая его некчёмным неумехой" или "вот ещё с этим дитём возиться, у меня и своих потребностей навалом") и они как и все крайности вредны, причём вредно и то и то и не слушайте тех кто пытается раздать им приоритеты. Будучи крайностями они являются прямыми родственниками и отрицательные последствия будут зависеть от внешней среды.
Так что же делать ? - очевидно менять стратегию, не опекать и не отпускать в свободное падение ребёнка просто так, а учить его, учить базовым вещам, закладывать ценности, воспитывать в труде - выставить такое целеориентирование, чтобы ребёнок не уходил в изоляцию, а чтобы набирался опыта, становился самостоятельным, нарабатывал разумное отношение к труду, смотрел со стороны на свои поступки - относился и поступал с другими также как хотел бы, чтобы поступали с ним и т.д.
Повторюсь - в целом задача при воспитании:
а) заложить стремление стать взрослым
б) в труде и творчестве, семейной жизни на начальных этапах заложить основания, которыми он сможет дальше двигаться без помощи родителей(а затем помогать по потребности, с более пристальным вниманием к новым для ребёнка явлениям), так например очень полезно научить здоровым привычкам(спорт со своим весом), логике, мышлению над своими и чужими поступками, чтобы каждое пережитое хорошее/плохое событие было не затухающими эмоциональными переживаниями, а полезным опытом, который будет улучшать последующую жизнь ребёнка.
Короче - нужно не опекать, а учить и не допускать вседозволенности, а проверять способности ребёнка справляться самостоятельно - т.е. опеку и свободу нужно ограничить таким образом, чтобы они были на пользу ребёнку и ставить целью не "сберечь ребёнка в вакууме", а научить справляться с трудностями и беречь себя. Ребёнка нужно научить плавать, а не пинать его в озеро или плыть за него.