Способность видеть качество, ценить эстетику, «чувствовать руку мастера» – это группа способностей, которыми обладает «живой» человек (в сознании, образованный, культурный).
Не любой сознательный, образованный, культурный гражданин одновременно ценитель прекрасного. Если он «шизоидного типа» (логик, прагматик), у него может быть отвращение к «прекрасному», так как «картины бесполезны».
То есть, у человека должна быть еще и наглядно-образное мышление, целостное восприятие. Для этого помимо особенностей сознания (интуитивный тип) нужны сохранные восприятия и сохранная – эмоциональная сфера.
Также восторгаться может необразованный и некультурный, но наивный, спонтанный, чувствительный. Он может не понимать, что вещь качественная, но «интуитивно схватывать».
Абстрактно-логический человек способен видеть качество в вещах не из «сферы искусства». Только дарить вам восхищение он не будет. Не прописано у него такое в сценарии, даже если эмоциональная сфера не сильно деформирована. Он может потом наедине дарить восхищение новому качественному автомобилю. Но продавец или разработчик восхищения не дождутся.
Если упростить ответ до примитивного минимума, то люди часто не «равнодушно реагируют», а «не реагируют». Нарушена способность реагировать в следствие дефицита восприятий, эмоциональной сферы или воспитания, мировоззрения.
Некоторые философы «бьют тревогу» про «общество потребления». Дескать, скатились люди до уровня поглощения («поедания», «инкорпорирования»). Оскотинились. Спорная точка зрения, так как «не факт, что скатились, возможно наоборот». В античной Греции беспардонное потребление было нормой, гедонистический образ жизни в роскоши приветствовался некоторыми слоями богатых граждан. Восхищались не качественной работой, а телами, пирами, победами.