Шутка или смешная ситуация, которые в современном языке стали называть ПРИКОЛОМ, являются неотъёмной частью жизни многих людей. Но вот вопрос поставлен не о самих приколах, а об умении прикалываться, и достоинство это или недостаток поведения. И вот здесь однозначно можно сказать, что умение определить суммарный психологический портрет окружающих, возможный характер реакции присутствующих людей, отобрать из своего арсенала вид предстоящей шутки, всё это является достоинством шутника. То есть надо знать где и как можно шутить. Причём умный шутник ни в коем случае не должен оскорблять или унижать слушающих шутку. Это тоже относится к умению шутить. А уж совсем умелый острослов и остродел может легко поострить насчёт себя в смешной ситуации. Он-то знает, да и все знают, что он совсем не тот, каким хочет представить себя. Я считаю, что это шутки высшего качества.
Для любителей приколов важно также количественное соотношение по времени общения шуток и серьёзных тем разговоров. Иногда, правда, можно среди массы подходящих к ситуации шуток легко решить важную проблему, которую на полном серьёзе разрешить никак не удавалось. Но перебрав в разговоре с количеством шуток можно прослыть балаболом, с которым не стоит связываться при решении серьёзных проблем. Это и можно отнести к недостаткам умения прикалываться.
Но есть люди и сообщества, у которых шутить просто не принято. Они, хоть и лишают себя одной из интересных сторон жизни, то есть обедняют её, но вот они такие, у них такой характер. И здесь умение шутника заключается как раз в сдерживании себя от шуток, хотя и очень хочется. А если сдержать себя не удастся, то может получиться такой конфуз, что за это потом придётся дорого заплатить своим авторитетом, положением в обществе, карьерным ростом.
Для примера приведу несколько приколов, осуществлённых моими друзьями по отношению ко мне и друг к другу. Мы дружили со времени общей учёбы с последующей работой в учебном ВУЗе. Каждое лето мы отдыхали в спортивном лагере на берегу озера. Первое время жили в одной палатке, затем в вагончике и в павильоне. Как-то припозднившись ко сну, все уже легли и делали вид, что спят, обнаружил в своей наволочке пятнадцать бильярдных шаров. Это была их шутка, но я её продолжил. Начал вынимать шары по одному и «ронять» их на деревянный настил на полу. Все настолько сильно «спали», что никто даже звука не подал. На следующий год в подобной ситуации я обнаружил на кровати прикрытую одеялом тяжелоатлетическую штангу. Пришлось просто напрячься, чтобы вытащит её из палатки. В другой раз при соревновании по метанию копья у одного из нас копьё постоянно втыкалось в землю задним концом. Результат ему общим решением не засчитывали. Он попросил разрешить ему метать копьё задним концом, чтобы оно втыкалось передним. Ради смеха разрешили, всё равно он метал хуже всех. А он метнул и занял первое место. Но своего разрешения мы отменять не стали. Ну, и последний пример. Собираясь возвращаться из лагеря, обычно укладывали вещи в спортивные сумки и коллективно покидали благодатное для отдыха место. Один из нас собрал сумку и вышел по делам. Быстро нашли рядом кирпич, завернули в газету и положили в его сумку. Приехав домой, он оставил её для разборки жене и ушёл по делам. Она нашла кирпич, завёрнутый в газету, и посчитав, что он какой-то особенный и ценный, положила его в сервант. После его рассказа хохотали все вместе. И подобных шуток было всегда множество и ежедневно.
В заключение хочется сказать, что хорошая шутка даёт возможность расслабиться, устранить утомление, восстановить снижающуюся работоспособность. К сожалению, отойдя от понятия шутка к понятию прикол, молодёжь в сетях порой не чувствует меры и такта. Ну, на то она и молодёжь, не научились ещё следить за уровнем культуры в своих поступках и их влиянием на окружающих. Некоторые, видевшие и наши шутки, не воспринимали их как допустимые в отношениях друг к другу. Но ведь потом-то: двое из нас – «шутников» стали докторами наук, ещё трое – кандидатами наук, один – ректором университета, членом-корреспондентом и академиком, другой много лет работал деканом, двое заведовали кафедрами, один преподавал три года за рубежом, читая лекции и проводя все виды занятий на французском языке. Вот такие вот получились приколы.
Вывод: умение качественно прикалываться – достоинство развитого человека.