Часто стал натыкаться на этот, заданный давным-давно, вопрос. Что бы это значило? С точки зрения юнгианских психологов.
Мой бедный разум не может объять всю психологическую мысль о феномене интуиции. Поэтому попытаюсь ответить на вопрос с точки зрения одного психолога, некоторое время преподававшего нейропсихологию. То есть, с моей точки врения … жрения … зрения.
С этой точки мысленного варения, интуиция есть, конечно же, познавательная психическая функция. Правда, познавательная деятельность здесь имеется в виду как первичная, природная и непосредственная. Которая есть у всех животных, в том числе и у человека. У животных она реализуется в обоих полушариях их мозга, а у человека - только в правом полушарии. Поскольку левое полушарие занято словесным (вербальным) общением, кодированием и декодированием текстовых сообщений. Так "распорядилась" эволюция.
У человека есть две системы оценки ситуации и принятия решения: интуитивная и логическая. Интуитивная - древнее, автоматичнее и быстрее, чем логическая. Поэтому она меньше осознаваема. Потому что осознание и сознание - функции левого полушария, связанные с языком и речью. И не всегда полушария работают согласованно и гармонично.
Бывает, что одно из них перегружено, а другое - недогружено. Вот и возникают разные противоречия между сознательным и бессознательным. И даже возникает что-то вроде своеобразной психической стенки между ними. То есть, барьера. Он, конечно, проницаемый, как мембрана у клетки. И у этой зыбкой границы есть свой контрольно-пропускной пункт, или таможня, которая "даёт добро" на пересечение границы с определёнными грузами.
Согласовать работу полушарий и сделать эту психическую мембрану тоньше и проницаемей помогают гипноидные состояния (переходные от сна к бодрствованию и обратно, трансовые состояния) и творчество, которое само по себе является трансовым состоянием (когда человек вроде как заснул, для окружающих, а внутри него происходит интенсивная мыслительная деятельность, сходная с медитацией).
Со структурно-функциональной точки зрения интуиция - психическая функция (инстанция), объединяющая непосредственное восприятие и воображение. Причём со стороны восприятия, основывающегося на ощущениях и памяти, интуиция есть созерцание (внимательное рассматривание). [Посмотрите этимологию слова интуиция, и вы увидите его происхождение от греческого "феория", "теория", т.е. созерцание.] А со стороны воображения, основывающегося на движениях (ощупываниях) и воспоминаниях, интуиция есть соображение.
Созерцание и соображение в интуиции создают в голове картину, приблизительно соответствующую тому, что есть на самом деле, т.е. некоторое вИдение и предвидение. При перевесе созерцания (воспринимаемого), видение ситуации - это то, что называют очевидным, или очевидностью. При большей нагрузке на соображение, вИдение - это не очевидное, но вероятное - предусмотрительность: предвидение того, что может произойти и предусматривание своих действий на эти случаи.
Сопоставление видимого и предвидимого при их согласовании в непосредственном, сенсорно-моторном опыте, приводит к оправдыванию ожиданий (предвидимого), т.е. к некоторой степени истинности возникающих в интуиции картин и идей (идея = вид = вИдение). Несогласованность видимого (реального) и предвидимого (ожидаемого) воспринимается как ошибочность, ложность, неоправданность ожиданий, обманутость, и приводит к фрустрации (разочарованию, расстройству планов).
Степень истинности, как степень согласованности видимого (диагноза) и предвидимого (прогноза) - ощущается субъектом как степень уверенности. В чём? Во многом. В том, что я нахожусь на правильном пути, что не заблуждаюсь. (Зашёл в какие-то дебри. Захотел обратно, к людям. Сориентировался. Взял направление. И вышел к ним, к людям. А не заблудился и не сдох в лесу). В идее, возникшей у меня в голове. В себе, как способного правильно воспринимать реальность. В реалистичности своего образного мышления (воображения). И т.п.
А уверенность может быть как полной, хотя бы относительно, так и частичной. Полная уверенность - вера. Частичная уверенность - надежда: на то, что это так и есть, что на это можно положиться, что этому можно доверять. Например, я верю в отживание капитализма и надеюсь, что вслед за ним мы придём к социализму.
Созерцание выделяется из интуиции в суждение (суд). Суждение - это интуиция со своей сенсорно-перцептивной стороны. Мы судим о каких-то рассматриваемых нами вещах, согласно нашему опыту взаимодействия с ними. Мы судим также в процессе распознавания образов, опознания какого-либо предмета, уже знакомого нам по прошлому опыту. Мы судим также и в процессе узнавания нового, когда воспринимаемое нами мы не можем отнести к какой-то старой категории, и приходится создавать на основе воспринимаемого новую категорию.
Мы судим на основе анализа поступающей информации, имеющейся информации и её категоризации. Отнесение к той или иной категории воспринимаемого и видимого предмета есть его оценка в связи с нашими потребностями в нём. То, в чём мы сейчас не нуждаемся, проходит мимо нашего внимания и чётко/ясно не воспринимается, не видится, не замечается. Ежели мы голодны, то всякое съестное так и "лезет" к нам в глаза.
Способность правильно судить есть ум, делающий верные умозаключения. Ум - интуиция с её моторной стороны. Ум как умение наблюдать (наблюдательность) и соображать (сообразительность, смекалка, сметливость). Ум как способность синтезировать сложные суждения из простых, т.е. способность делать умозаключения, придумывать выход из ситуации.
Интуиция, таким образом, есть основа судящего ума. Интуиция, суждение (суд) и ум - три вершины невербального (образного) интеллекта. И с их помощью формируются различные отношения, которые переживаются всяким субъектом как чувства и эмоции.
О связи интуиции и ума красноречиво говорит слово "умозрение". Интуиция даёт нам умственное зрение, вИдение целостных картин, составленных из разных образов, впечатлений и представлений. В умозрении (интуиции) мы немного возвышаемся над непосредственно ощущаемым и воспринимаемым.
Умозрение не настолько отдалено от реальности, как его понимают некоторые философы. А ещё более некоторые среди них считают его вообще оторванным от реальности. Что расценивается мной как ошибка. Да и вообще, многие умозрительные конструкции, такие как теории, проверяются на практике, и если что не так, то продолжают развиваться, или отвергаются.