Психика человека состоит из пространства эмоционально-чувственного восприятия и языкового пространства. Языковое пространство служит своего рода управляющей программой, позволяющей структурировать эмоционально-чувственное восприятие.
Языковое пространство развивается из языковой плоскости путём обобщения слов, за которыми кроется конкретное содержание, в понятие. Обобщение придаёт плоскости языка пространственную координату. Из пространственной координаты, которая является надстройкой над конкретными словами, осуществляется контроль. В этом пространстве, обозначенным словом "над" - находится центр контроля, представленный личностью человека. Личность в данном случае - не эмоционально-чувственное представление человека о собственном существовании, а вербальное представление, отражающее эмоционально-чувственное ощущение.
Понятийное мышление формируется к концу 12-го года жизни. То есть личность в её человеческом понимании формируется в возрасте 13 лет. Задача предшествующих лет жизни состоит в овладении речью в достаточной степени, чтобы появление понятийного уровня сразу привело к образованию совокупности понятий и общей понятийной структуры, исходящей из Я. Если речевое развитие оказывается недостаточным, то появление понятийного мышления разрывает плоскость языка на отдельные фрагменты, которые группируются вокруг отдельных понятий. Осуществление контролирующей функции Я возможно лишь в том случае, если над понятиями, сгруппированными по отдельным признакам, возникнет понятийная структура, способная включить в себя весь спектр эмоционально-чувственного восприятия. Если сферхпонятие не возникает, то есть человек не успевает стать личностью, то эмоциональное-чувственное впечатление вторгается в пространство языка и разрывает его на части. Иными словами, контроль, который должен осуществляться с помощью речи и мышления, становится невозможным и человек функционирует на основании чувственного ощущения, а более точно - на основании возникшего влечения. В этом у подростка сходство с ребёнком в довербальном периоде, потому что ребёнок опирается на свои ощущения, и не имея способности их понять, начинает плакать, чтобы привлечь внимание матери, которая устранит возникшее в теле напряжение, вызванное неудовлетворённой потребностью.
Проблема подросткового возраста состоит в том, что эмоционально-чувственное пространство начинает подавать сигналы, ранее неизвестные - сигналы сексуального влечения. Так как осмысление собственного сексуального влечения довольно сложно из-за особенностей языковой культуры, в которой растёт ребёнок, эмоции и чувства вторгаются в сознание подростка и выходят из-под контроля. Подросток просто не понимает, что с ним происходит. И если его понятийная структура была развита в достаточной степени, у него хватает способности осознать и взять под контроль свои эмоции. Если понятийная структура недостаточна - то контроль осуществляется задним числом - то есть рационализацией поведения, основанного на эмоциональном впечатлении. В дальнейшем рационализация развивается и может быть использована не задним числом, а непосредственно во время переживания эмоций. Так со временем подросток научается овладевать собственными эмоциями и становится полноценным человеком.
Если возможности понятийной структуры недостаточны, человек остаётся в состоянии, когда эмоциональное впечатление управляет его поведением.
Теперь конкретно к агрессии. Агрессия - это инверсия страха. Подросток испытывает тревогу, а тревога - состояние очень неприятное, так как объект страха отсутствует. Для того, чтобы тревогу преодолеть, нужно найти причину тревоги и обозначить её вербально в своём сознании. Со страхом бороться проще - страх действует тогда, когда сталкиваешься с объектом страха, избегание объекта страха приводит к избеганию ощущения страха.
Так вот, когда у подростка возникает тревога из-за невозможности вербального осознания своего состояния, ему необходимо найти причину и каким-то образом с этой причиной справиться. Причиной агрессии являются девушки, провоцирующие сексуальный инстинкт, но объективно приписать девушке вину подросток не может, потому что понятных подростку оснований для этого нет. И в качестве выхода энергии тревоги избирается биологически обоснованный путь иерархической игры за доминантное положение в стае, которое позволит реализовать сексуальный потенциал. Отсюда и агрессия по отношению к другим, как способ справиться с собственной тревогой.