Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему не выходит учиться на своих же ошибках?

Этот вопрос не совсем почему мы падаем на одни и те же грабли…
Странно - (на примере Кью) вроде задаёшь вопросы, получаешь на них ответы и читаешь, но к сожалению, сказать что учишься - сомнительно.
Может быть это в каком-то смысле сознательный процесс, но уверен, это также касается всех аспектов жизни.
Конечно, чтобы научится, важен личный опыт, не только слова, всё же что-то не сходится.
ПсихологияЧеловек+3
Григорий Андреев
  ·   · 13,0 K
Психолог и психотерапевт  · 28 окт 2022  · yin.diary.ru/p192591871.htm
Потому что нашему мозгу очень трудно разглядеть абстрактные концепции в реальной жизни.
Пример. Допустим, я прочитала совет - "В общении очень важна эмпатия". Хороший совет.
Но вот я пришла в супермаркет за продуктами, и кассир слишком медленно пробивает мои покупки. Я злюсь. Но мой мозг даже не может разглядеть эту ситуацию как "общение". И конечно же, не может применить весь остальной совет. Поэтому я наору на кассира, даже не подумав включить эмпатию.
Или, например, я общаюсь со своей подругой. Окей, это уже похоже на "общение". Но как конкретно делается "эмпатия"? Конкретно? Что мне говорить? Как изображать это на своём лице? Потому что объяснять, в чём моя подруга неправа, я умею, придираясь к каждому слову. А "эмпатия" - это что-то такое абстрактное, непонятное, непривычное, так что мозг просто этого не делает.
Окей, допустим, я сформулировала для себя - эмпатия - это когда я понимаю, чего хочет другой человек. Так что теперь я, приехав к своей маме в гости, приучила себя сразу же задавать вопрос "а чего мама хочет? чего она сейчас добивается в разговоре со мной?" Окей, но как это понять? Потому что мне немедленно пришло в голову "мама хочет, чтобы я делала всё как ей надо, и она мной манипулирует". Это правда или нет? Как я это поняла?
А заодно - что мне теперь делать с этим выводом? Мне теперь немедленно нужно перестать общаться с мамой, потому что она токсичный человек? Или нужно ей сказать в лицо "ты манипулятор"?
И каждый из описанных шагов не делается автоматически. Это нужно делать осознанно и целенаправленно, каждый из шагов не случится сам собой.
А чтобы делать эти шаги осознанно и целенаправленно, нужно ещё и понимать, что что-то идёт не так. Потому что чаще всего если мы видим хороший совет, то просто думаем "о, хороший совет, нужно запомнить" и всё. Для нашего мозга нет никакой проблемы, которую нужно решать. "Хороший совет" - и на этом мыслительный процесс заканчивается.
Чтобы противостоять этой ловушке, я обычно поступаю так.
  • Если я вижу какой-то хороший совет, то первым делом спрашиваю себя - есть ли у меня желание, время и ресурсы начать его использовать?
  • Если есть, то я осознанно выделяю время на анализ этого совета. Где и в каких ситуациях в жизни его нужно применять? Как выглядит его применение? Какие конкретно шаги мне нужно сделать?
  • Я формулирую, где, как и в какой ситуации я этот совет попробую. Это обязательно должна быть какая-то конкретная ситуация в ближайшем будущем.
  • Я формулирую, какие я сделаю действия и какой результат я ожидаю
  • Я осознанно применяю этот совет в конкретной ситуации, делая именно то, что запланировала заранее.
  • После того, как ситуация закончилась, я выделяю время на её анализ. Прямо сажусь в кресло и думаю.
  • Два моих любимых вопроса для анализа - это "Что в этой сиутации я сделала правильно и что стоит повторять в будущем?" и "Что в этой ситуации в будущем стоит сделать по-другому?"
  • Я формулирую новый план действия в этой ситуации.
Теперь я получила жизненный опыт, который я могу использовать в следующий раз. Как только наступает следующий раз, я готовлюсь к нему, точно так же повторив все эти действия по очереди.
Обычно двух-трёх повторений бывает достаточно, для того чтобы выработать конкретный план действий и научиться себя правильно вести.
Гранатовый сад: о психологии и жизниПерейти на vk.com/pardesrimonim
> Допустим, я прочитала совет - "В общении очень важна эмпатия". Эта фраза не похожа на совет. Это абстрактное... Читать дальше
Психиатр и психотерапевт. Мышление, тревога...  · 27 окт 2022  · gorodkov.net
НЕ выходит учиться на своих ошибках, потому что эмоциональные ответы на ситуацию гораздо быстрее, чем основанные на разумном анализе ситуации. Каждый курильщик, каждый алкоголик, каждый эмоциональный человек прекрасно знает что... Читать далее
стаж более 30 лет Телесная терапия, тревога, сон, чувства, семья. Учеба. Перейти на vk.com/id5187974
3 эксперта согласны
Да, точно. Быстрее и сильнее ,
Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на коммент...  · 27 окт 2022
В норме все люди всегда учатся на своих ошибках. Обжегшись на молоке истероид (холерик) дует на воду. У него терпения меньше, а чувствительность к боли - на максимуме. А эпилептоид (флегматик) обжигается еще два раза, пока не... Читать далее
кинопродюсер  · 27 окт 2022  · 2dfilms.ru
Чем шире кругозор и осмысленность действий, тем меньше совсем уж примитивных граблей. Вы не попадаете под машину, потому что смотрите по сторонам, вы не травитесь едой, потому что следите, чтобы она не была испорченной, вы не... Читать далее
кинопродюсер генеральный директор Кинокомпания 2D filmsПерейти на 2dfilms.ru
историк идей, теоретик литературы  · 28 окт 2022
Либо ошибки оказываются следствием направления воли, человеку хочется так поступать вопреки опыту и наступать на те же грабли. Либо урок ошибок является частичным, воспринимается как частный, а не как общий случай. Поэтому... Читать далее
Порядочный человек  · 27 окт 2022
Учиться чему?
Это один ответ.
А вот другой.
Как в том фильме говорилось, нет нерешаемых проблем, есть неприятные решения. Не так уж часто они неприятные, а вот чужие, непривычные/некомфортные часто.
По профессии не космонавт... не люблю полеты на...  · 27 окт 2022
" Этот вопрос не совсем почему мы падаем на одни и те же грабли…" совершенно верно, потому что на грабли не падают, а НАСТУПАЮТ) Разные действия и разные последствия) " не выходит учиться на своих же ошибках?" и " наступать на... Читать далее
Первый
Дело в том, чтобы учиться, нужен наставник. Это на самом деле, очень важный процесс обучения, хороший пример для подражания, и наблюдение за тем как какие либо действия или бездействия работают в реальности с другим человеком... Читать далее
Да, чтобы учиться нужно смирение
Я очин тут питаюсь О.   · 1 нояб 2022
Нехватает обьема. Ошибку нужно прочувствовать не только умом, но и телом. Не спроста, в любом учении важна практика. Она закрепляет, матереализует опыт, пропускает его через тело. Здесь как с едой: сначало запах, потом вкус... Читать далее
Яндекс не дает отвечать на комментарии - личных...  · 27 окт 2022
Сам спросил - Почему не выходит учиться на своих же ошибках? Сам ответил - Может быть это в каком-то смысле сознательный процесс. Просто, если воспринимать ответы на Кью просто как слова ("важен личный опыт, не только слова")... Читать далее