Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое воля (сила воли) и к чему приводит её отсутствие?

Сила волиВоля+1
Светлана Чурякова
  ·   · 5,3 K
самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать   · 2 окт 2022
Хотел избежать ответа на этот очень умный вопрос, но меня призвали. И я отвечаю.
Говорит ли это об отсутствии у меня силы воли?
Или об отсутствии её вообще?
Или об отсутствии у меня только собственной воли?
Ведь если я всё же отвечаю, какая-то воля присутствует. Может быть, воля призвавшего меня? Но он (она, точнее) вроде уже выполнил своё действие. Нужные кнопочки нажаты. Или где-то, "на каком-то уровне" оно продолжается?..
Понятие воли тесно связано с так называемой психофизической проблемой. Воля как бы заполняет промежуток между мыслью и действием, идеальным и материальным. Как бы. Она (как бы) противоположна восприятию. Которое находится в том же "промежутке" — но направлено в обратную сторону. От материального мира к идеальному.
Воля есть то, благодаря чему мы реализуем принятые решения.
Благодаря чему мы от мысли переходим к действию.
От идеального мира — к материальному.
Проблема в том, что там вообще-то ничего нет. Между ними. Не предусмотрено. Современной научной парадигмой. И всей серьёзной философией от Нового времени. Такие дела.
Вообще, нет никакого промежутка, даже воображаемого.
Попробуйте представить.
С восприятием та же фигня (извините) — но с ним психологи каким-то чудом более-менее разобрались. Интересно порассказать, но не буду. Тратить своё и наше общее драгоценное время. Да, силой воли остановлю поток своего воображаемого красноречия. Ибо воля Ваша, вопрос другой, да. Уф… кажется, отпустило.
А с волей — пока что нет. Не разобрались.
Про силу воли вообще молчу, хотя уже заикался.
А некоторые даже её мерили… молчу, молчу
…тс-с-с!..
Цимус, как говорят евреи, в том, что психофизическая проблема уже давно, прямо очень давно, признана неразрешимой. Причём её неразрешимость была строго доказана буквально на заре психологической науки. То есть когда самой науки ещё не было.
Тем не менее, понятие воли плотно вошло в тезаурус психологии.
Как литературное слово, воля может означать очень разные вещи. Быть синонимом силы воли и свободы, власти и права, упорства и мании, требования и пожелания, характера и послабления.
Тем не менее, общая направленность от идеального к материальному сохраняется. Или от внутреннего к внешнему. Или от мысли и чуств —  к действию. Или от желания к результату. Или от страха к преодолению его. Вроде всё это о разном, но общее есть.
Пушкин воспринимал волю чуть ли не как безусловную, предельную реальность:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля…
— ещё раз:
На свете счастья нет, но есть покой и воля
—то есть воля идёт как бы в комплекте с покоем, но с ним не совпадает; и оба они остаются после отбрасывания всего несуществующего и даже многих частиц бытия.
Можно различить волю к действию и волю терпеть.
Волю к жизни (по Шопенгауэру)
и
Волю к смерти (по Сцеволе) — Сцевола в данном случае не философ, а юный воин, заставивший исключительно своей силой воли, не считая нескольких слов и сгоревшей руки, отступить осадившую Рим непобедимую армию этруссков (не важно, насколько это правда)
— названия не мои.
Психофизической проблемой, несмотря на её доказанную принципиальную неразрешимость, и волей в её контексте, занимались многие учёные, в том числе многие известные психологи. В частности, Лев Маркович Веккер — советский, немецкий (преподавал в Германии) — потом русский и американский психолог, вероятно ещё еврейский, автор прекрасного учебника.
С некоторым успехом, даже, приходится признать.
На закуску предлагаю рассмотреть несколько схем Ганзена (существующих, кстати, багодаря уму и воле слепого человека, физика и психолога, известного мне в бытность его заведующим кафедрой общей психологии ЛГУ и несколько позже):
и вот он сам, а то как же
По схемам видно, что Владимир Александрович не считал психическую реальность вообще отделённой от материального мира, и относил волю, наряду с мышлением, перцепцией и аффектом к его энергетической составляющей, или к субъекту. что в данном случае не противопоставлено "объектности", а рядоположено с другими формами единичного человеческого бытия. Тут надо сказать, что данная структура (энергия и информация, время и пространство) понималась им как структура рефренного типа — то есть повторялась внутри себя — и на второй схеме в квадрат могут быть вписаны те же самые категории, в частности воле будет соответствовать снова энергия.
Энергичная энергия :)
Иначе можно сказать, что воля представляет собой комплекс функций активного регулирования. Как психологическое понятие.
А как реальность — процесс активного регулирования других психических процессов.
Её полное отсутствие означало бы смерть.
Это по Ганзену; многие другие психологи считают иначе.
Внимание 💫 Ввиду обилия чатов рабочая ссылка изменена 🦜 Просматриваю в средуПерейти на t.me/svamibodhi
2 эксперта согласны
Ладо,спасибо большое за экскурс в понятие "сила воли",-очень интересно и познавательно). А вот Ваше видение этого... Читать дальше
@Elemen, решение вопросовопирается не только на волю, но и другие Ваши способности.
Со стороны воли могу порекомендовать несколько упражнений.
Думала, что Пушкин под словом "воля" подразумевал свободу...
О, великий могучий...)
О свободе воли думал и американский психолог Уильям Джеймс. После длительных раздумий он пришел к выводу, что свобода воли научно недоказуема. Пришлось ему принять решение: "Свобода воли есть. И это решение - акт моей свободной воли." Говорят, это решение помогло ему выйти из депрессии. [У. Джеймс. Психология]
@Анна Рогова, совершенно согласен со значением "воля", у Пушкина. Некоторые вообще транскриптируют её как "не заточение", " не рабство".
))) Эти "некоторые" и здесь уже гнездо свили. Или норку выкопали...
Ох уж эта психология... Ох уж эти психологи!
Думают там, где надо просто найти. А где надо думать — ищут.... Создают «научные проблемы» в пустоте. И, да, неразрешимые в рамках «современной научной парадигмы» по той простой причине, что, признав ценность любого мнения, парадигма эта современная — отказалась от поисков истины....
Комментарий очень ценный, в рамках освещения истории вопроса, и весьма интересный. Но, увы, неверный, путаный и уводящий от сути.
Всё давно решено, Ладо, за много веков до нашего рождения. И не учёными, а родителем языка, народом.
Вот неполный список однокоренных к «воле» слов, то есть, раскрытие всех сущностных смыслов понятия:
безволие
безвольный
благоволение
вволю
волеизъявление
вольница
вольничать
вольно
вольнодумие
вольнолюбие
вольномыслие
вольнонаемный
вольноопределяющийся
вольноотпущенник
вольнопрактикующий
вольнослужащий
вольнослушатель
вольность
вызволить
добровольный
добровольческий
дозволение
изволение
мирволить
невольник
невольно
невольный
непозволительность
непроизвольность
обезволивать
подневольный
позволение
приволье
приневоливать
произвол
произвольность
самоволие
самопроизвольный
своеволие
своеволье
слабоволие
соблаговолить
соизволить
уволить
увольнение
Ни на какие мысли не наталкивает?
Воля это и есть решение. Я изволяю, дозволяю, позволяю, соизволяю, я изъявляю свою волю. Свободное решение, основанное на собственном желании. А сила воли, это то, что позволяет его воплощать в жизнь. Заметьте, язык свидетельствует, что сила эта может быть не внутренняя, а чисто внешняя: сила государства, например. Или другого человека, который может применить насилие, которое вы не преодолеете.
Отсутствие силы воли это всё, где у человека нет этой силы, внешней или внутренней, или нет контроля и нечто объективно совершается помимо его сознания, желания и решения. «Непроизвольный» — это вот отсюда.
А нету силы воли — подневольный, невольник. «Невольник чести» — он НЕ МОГ поступить иначе. Сила общественного мнения превзошла даже жажду жизни. Сила на силу.... И солдат, чиновник, он же не связан и не в тюрьме, а человек подневольный.... Приказ, устав, закон, государство....
И можно быть невольником собственной глупости, да-да-да. И здесь вы таких встречаете, и везде. Или желание (основа решения) слишком слабое, или решение невыполнимо в силу того, что вырабатывалось оно глупо и алгоритм действий в принципе неверный. Глупость это способность принимать оценки, позиции, решения какой-то части общества (общество не едино) за свои собственные без критики.
А у вас всё красиво, но получается , что воля это и есть сила, а чего она там творит, и в каких условиях, и зачем — бог ведает. Что уже логически неверно, потому что сила не существует сама по себе, она всегда характеристика ЧЕГО-ТО. Причём, чего-то конкретного. И — действия, а не предмета! И вы не можете тут волю как силу обобщить до человека (сферического в вакууме) ибо обобщать можно только к ближайшему родовому понятию, а человек и сила — категории очень разные, принципиально разные. У них такого ближайшего родового понятия просто нет. Значит, надо искать то конкретное, чего эта конкретная сила — вопрос-то и был в этом!
Ладно, я вам, поди, наскучила своим занудством до зубной боли.... :)))
@Светлана Чурякова, нет, Вы мне отнюдь не наскучили. Просто у меня сейчас напряжёнка со временем; возможно, это чувствуется.
Список у Вас просто замечательный, однако увы, далеко не полный. А направленность вопроса всё же лучше указывать. Философия и психология существуют не только в России...
                                • -
А у вас всё красиво, но получается , что воля это и есть сила, а чего она там творит, и в каких условиях, и зачем — бог ведает. Что уже логически неверно, потому что сила не существует сама по себе, она всегда характеристика ЧЕГО-ТО. Причём, чего-то конкретного. И — действия, а не предмета! И вы не можете тут волю как силу обобщить до человека (сферического в вакууме) ибо обобщать можно только к ближайшему родовому понятию, а человек и сила — категории очень разные, принципиально разные. У них такого ближайшего родового понятия просто нет. Значит, надо искать то конкретное, чего эта конкретная сила — вопрос-то и был в этом!
— оченно жаль, что Вы так меня поняли :)
Я не случайно ведь говорил, что о силе воли я молчу.
Ладо! Ты просто классный человек🤗 точно.Крайняя осторожность на это указует.Конечно в тебе есть сила воли.Извини что на ты? Но с осторожными следует Дружить😉👍👍👍
Психолог-практик (опыт работы более 20 лет). Консу...  · 1 окт 2022
Многократно отвечала в Кью, что Воля в психологии это "загадочная субстанция", о которой наука почти ничего не знает.  На этот раз приведу взгляд на проблему воли в психологии известного отечественного психолога В. А. Иванникова... Читать далее
Наталья Пашкова, для записи на консультирование ссылка в ТелеграмПерейти на t.me/nata_pashkova
1 эксперт согласен
Как бы это не называлось- "воля человека" - это высший тип саморегуляции поведения человека в жизни и окружающей... Читать дальше
Психолог. Глубинный аналитик  · 2 окт 2022
Воля - это сам человек, личность - способ взаимодействия, связывающий сознание с телом.  Частичное отсутствие воли приводит сначала в депрессию, затем, по мере убывания воли, к диссоциативному расстройству или к шизофрении, а... Читать далее
С благодарностью за ваши вопросы, подходящие к моим ответам, Анна РоговаПерейти на vk.com/id31409339
Вот солдат — человек подневольный. Он не свою волю исполняет, а приказ командира. Значит ли это, что у него... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 3 окт 2022
Воля — это одна из трёх моих составляющих. Две другие — моё думание и моё чувствование.  Обычно-то я весь под влиянием моих чувствований. Чувства мои рождают во мне спонтанные импульсы действий — действуй себе и получай то, что... Читать далее
Игорь начало здравое! Именно триединство меня! Как общая целостность...от сюда Целомудрие! Но дальше лишь... Читать дальше
Специалист широкого профиля  · 1 окт 2022
Сила воли - способность человека совершать произвольные поступки, напрямую не связанные с удовлетворением возникающих у него потребностей или с инстинктивным поведением. Более того, воля позволяет человеку поступать в разрез... Читать далее
Не вполне понимаю ваше определение. Человек, совершающий поступки, не связанные никак с удовлетворением его... Читать дальше
Писатель. Проблемы семьи, социалка.   · 1 окт 2022
Вскоре буду читать лекцию о русском героическом эпосе. Сила воли русских богатырей обуславливалась цельностью их натур. Они были цельны духовно и сильны физически. Второе может существовать без первого. Но огромная физическая... Читать далее
Вопрос был не об этом. Вопрос был о том, что такое воля, почему у неё есть сила, и к чему приводит её отсутствие.
Пенсионер.  · 9 окт 2022
Мой давний друг (Сергей Сергеевич) иногда философски констатировал: "сила есть, воля есть, а силы воли нет -  хочу выпить водки и выпью." Судьба одарила его талантом ( из семьи известного поэта), переводы сонет Шекспира,  стихи... Читать далее
Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога...  · 13 окт 2022
"Понимание самого себя-— не результат, не апогей, это видение самого себя каждый миг в зеркале взаимоотношений---своих взаимоотношений с людьми и и идеями.... Читать далее
Эзотерик, психолог, расстановки , OР подход...  · 2 окт 2022
Воля это осознанное управление своими действиями. Сила воли это способность использовать все возможные внутренние и внешние ресурсы для достижения цели. С точки зрения эзотерики воля разделяется на нижнюю - физический план и... Читать далее
Если человек не хочет жить, сила воли отключается. Поэтому работать надо над тем, чтобы вернуть  интерес к жизни,  само желание жить и что-то делать . Рассуждать о силе воли отдельно от воли к жизни бессмысленно, сила воли... Читать далее
То есть воля это конкретно воля к жизни?