Действительно ли вопрос "что делать?" - выражает то, что вы хотели спросить? Вероятно, вы хотели бы что-то делать, но субъективное самоощущение является непреодолимой преградой для действия. Прежде всего следует определить суть этого самоощущения и причину его возникновения. И только после этого можно решить вопрос, как избавиться от этого самоощущения.
Что позволяет растению расти? Корневая система, впитывающая влагу из почвы, и солнечный свет, обеспечивающий процесс фотосинтеза в листьях. Мы можем заметить, что все растения одного вида имеют неодинаковую высоту, и эта неодинаковость зависит от влажности, температуры и солнечного света. Само по себе растение обеспечено механизмом роста, но возможность реализации потенциала организма зависит от внешних факторов. В случае человека внутренними факторами роста являются родители, функции которых неодинаковы. Материнская любовь обеспечивает мощность механизма реализации потенциала. Отец определяет способ реализации. Натянутая тетива лука может обеспечить хорошую дальность полёта стрелы лишь при условии, что форма стрелы позволяет преодолевать сопротивление воздуха. Атмосферное давление, влажность воздуха и ветер - являются внешними факторами. В случае с человеком тетива - это мать, форма стрелы - это отец, а внешние факторы - это социум. Все эти факторы являются частью причины вашего негативного самоощущения. Как было сказано выше, влияние каждого фактора неодинаково.
Исследования Рене Шпица, проведённые в середине 20-го века, показывают, что ребёнок, получающий всё необходимое для удовлетворения физиологических потребностей, но лишённый материнской любви (или любви любого другого человека, который осуществляет материнскую функцию), - умирает. Отсюда следует, что стремление к жизни у человеческого младенца обеспечивается материнской любовью. Количество материнской любви и её интенсивность определяется потребностью ребёнка, а не рассуждениями матери. Если мама не удовлетворяет потребность ребёнка, то возможны два варианта: ребёнок может агрессивно требовать удовлетворения либо занять пассивную позицию и довольствоваться малым. Первый вариант развития в критическом случае может привести к психопатии (отсутствию способности к эмпатии), второй - к шизоидной отстранённости от социума. Впрочем, это всё довольно условно и зависит от множества факторов, в том числе и от генетически обусловленной устойчивости нервной системы.
Рост числа матерей-одиночек в последние три десятилетия, вызвал необходимость к обесцениванию роли отцовской фигуры в воспитании ребёнка. Так как функция отца состоит в придании формы, то можно сказать так: ребёнок, окружённый материнской любовью, но лишённый формы - похож на кусок золота, не подвергнутый ювелирной обработке. Однако, мы можем представить и обратную ситуацию - когда отцовская функция реализуется чрезмерно. В этом случае из куска золота получается прессованный кусок золота. В психоанализе такой случай называется - патологическое Супер-Эго, которое провоцирует чувство собственной недостаточности и отсутствие способности к действию, потому что любое действие натыкается на противодействие отца.
Так как материнская и отцовская функция взаимосвязаны, вопрос можно сформулировать разными способами: 1. Достаточно ли материнской любви получил ребёнок, чтобы вынести то давление, которое отец оказывает на ребёнка в стремлении придать ему желаемую форму? 2. Достаточно ли давление отца, чтобы придать форму ребёнку, который сконцентрировал избыточное количество материнской любви? и т.п.
Влияние внешних факторов оценить сложно, потому что состояние собственной недостаточности провоцирует специфику восприятия внешнего мира. В вопросе было указано, что вы чувствуете себя размазнёй, но при этом остальные люди воспринимаются вами как сильные и деловые. Отсюда можно заключить, что внешняя среда не оказывает существенного влияние на других людей, а потому может считаться нормальной (нейтральной).
Ответ на вопрос - "что делать?" - зависит от причины, которая вызывает негативное самоощущение в вашем конкретном случае. В целом, можно наметить два основных подхода к решению проблемы:
- Изменить описание мира таким образом, чтобы мир перестал быть пугающим.
- Высвободить психические ресурсы, которые обеспечивают торможение деятельности, направленной на удовлетворение собственных желаний.
Первый способ подразумевает целенаправленное изучение философии, психологии, социологии, культурологии и прочих областей знания, которые занимаются описанием человеческого мира. Второй способ предполагает длительную работу с психоаналитиком.