Прекрасный вопрос! Возможно я вас разочарую, но давайте вместе попробуем — как полюбить… что угодно?
Вы спрашиваете (и многие отвечают) про учёбу, а мне видится вопрос про любовь (в широком смысле). Поняв, как устроены ваши отношения с собой, можно полюбить кого (или что) угодно, включая себя.
Но перво-наперво нужно понять, что нельзя себя заставить полюбить. Это как заставить себя быть счастливым. Нет действий, которые бы создавали у вас эмоцию напрямую. Но вы можете воздействовать на себя косвенно, создавать условия, чтобы почувствовать симпатию, привязанность и в конце-концов полюбить (учёбу, например).
- Начинать стоит с обратной от любви стороны — с ненависти. Пытаясь понять как вы защищаетесь от дискомфорта. Что вы делаете, когда происходит что-то неприятное? Все реагируют по-разному, кто-то убегает/избегает (не буду учиться!), кто-то пассивно наблюдает (пусть пытаются меня научить, мне пофиг), кто-то агрессивно противодействует (буду демонстративно играть на телефоне на уроке). То, как вы реагируете - это часть вашего характера и для начала было бы неплохо просто себя понять - осознать, как вы действуете в той или иной ситуации. Что вы делаете, когда вас заставляют делать то, что вы не хотите делать? Это важно, потому что один из первых шагов полюбить что-то - это расслабиться, не противодействовать. Дать вещам происходить так, как они должны или могут развиваться. Зная, как вы защищаетесь, вы сможете осознанно выключать защиту и позволять происходящему… происходить с вами. Это не значит, что вы сразу полюбите учиться, но это создаст условия, при которых можно полюбить.
- Далее важный шаг - это принятие. В первую очередь принятие того, что есть вещи, которые вы не можете изменить. Нельзя поменять другого человека, уже начавшую происходить ситуацию. Зная (из п.1.) как вы сопротивляетесь, выключайте сопротивление и принимайте. На примере с учебой - просто примите факт того, что прямо сейчас в жизни вы на уроке и не можете этого изменить. Расслабьтесь. Не пытайтесь критиковать человека (или процесс, или результат). Это непросто, но попробуйте внутренне сказать спасибо - преподавателю или просто самой ситуации, что кто-то с вами делится знаниями.
- Далее, мне кажется, что пытаться любить учёбу в целом - непосильная задача. Это как попытаться полюбить человечество целиком. Попытайтесь найти интерес не в учебе вообще, а в каких-то отдельных дисциплинах или даже в отдельных аспектах учебы. Сосредоточьтесь на одном-двух предметах, которые вам наименее противны и попытайтесь развивать свое отношение к ним. Это как с людьми - если вы попали в незнакомую компанию, чаще всего комфортнее завязать разговор с одним человеком, наиболее симпатичным, чем пытаться сразу перезнакомиться со всеми.
- Еще одна штука, которую полезно держать в голове - знания сами по себе не так важны, как их применение. Или если переформулировать через отношения - любить нужно не что-то (или кого-то), нужно что-то любить делать с чем-то (или кем-то). Если вы говорите "я люблю читать", но никогда этого не делаете, то это "люблю" - просто слово. К любви к учебе это тоже относится - чтобы любить учиться, нужно применять знания или хотя бы понимать как они могут применяться. Было бы очень здорово, если бы всем попадались увлеченные преподаватели, которые кроме сухого пересказа учебника, могли бы увлекательно рассказать о том, как знания применяются в реальной жизни, но, если у вас таких учителей в наличии нет, то, к сожалению (или к счастью), нужно самостоятельно заниматься тем, чтобы исследовать то, как конкретные знания пригождаются. Для меня, в свое время, стало полным откровением насколько интересной может быть высшая математика, когда в конце-концов понимаешь, какие конкретные физические события она описывает. Если у вас не получается найти реальные применения, то поступайте наоборот, действуйте от того, что можно применять сразу. Если у вас есть какие-то увлечения, попробуйте привязать полученные навыки к тому, что вам нравится, а потом наращивайте обороты. Мне в детстве очень нравилось чертить и писать тушью. И не нравилось заниматься английским. В какой-то момент я начал чертить карточки и мини-словари (чтобы заучивать слова) и дела пошли гораздо веселее. В общем, суть в том, что учёба становится гораздо привлекательнее, как только вы найдете путь применять знания в реальной жизни. И вам это точно по силам.
- Тянитесь к правильным людям. К сожалению, нам не всегда попадаются подходящие преподаватели. Не всегда у них есть время, да и сами они обычные люди - устают, раздражаются. Поэтому, особенно в школе, есть смысл тянуться не к тем учителям, которые учат чему-то важному или нужному, а к тем, кто наиболее увлечен своим предметом. Это увлечение как правило заразительно. С другой стороны, пытайтесь искать знакомств сверстников, которые увлечены добычей знаний. Попробуйте побыть детективом и разузнать у них что же такого интересного они нашли в алгебре или русском языке. Окружение влияет на нас очень сильно и в ваших силах это окружение выбирать. Выбирайте!
- Нужно всегда помнить, что знания - это топливо прогресса. Вы будете учиться автоматически и с удовольствием в том, в чем вы хотите развиваться, в чем вы хотите быть лучше. Например, может быть вам нравится рисовать. Рисуйте, рисуйте как можно больше! Со временем вам захочется узнать какие-то приемы, придется посмотреть уроки (узнать, выучиться), почитать, проанализировать. Потом изучить художников, которые вам нравятся, потом глубже понять технику, материалы. Так, постепенно, ваше желание стать лучше в чем-то одном, прорастет мириадами интересов в смежных и далеких областях.