Если его вера это допускает.
Вы по сути спрашиваете не об этом:
Верующий связан религиозными догмами. Его мышление иррационально, полно предрассудков. Как это может сочетаться с работой психолога?
— скорее о том, насколько вера мешает работе психолога. То есть может ли психолог быть верующим. Способен ли. Имеет ли право. Моральное.
Однако прямо так спросить мешает "свобода совести".
Поправьте, если я неверно Вас понял.
Кроме того, вера у Вас подразумевает внешние ограничения и некое состояние психики, тоже "ограниченное". Тут я с Вами согласен, хотя многие верующие не согласятся.
Верующего вера не столько ограничивает, сколько освобождает. Не потому, что ему так проще думать, а в некоем более высоком смысле.
Вера, грубо говоря — следующая ступень доверия.
В отличие от последнего тотальная (если говорить о религиозной вере) и предельно конкретная. Доверять можно разному, верят одному.
В этом смысле догмы являются не ограничениями, а опорами. Основаниями.
Вы говорите:
Его мышление иррационально, полно предрассудков
— обратите внимание на реакцию верующих. Они тут же обнаружили предрассудки у Вас. Вкупе с иррациональностью. Не так важно, так ли это. Важно, что у них есть основания.
Рациональное мышление требует некоторых оснований, согласитесь. У некоторых античных философов оснований не было, но они во-первых по сути не были рациональны, а во-вторых так или иначе основание искали. Гераклит не исключение.
С "точки зрения психологии" (точнее, моей) религиозной вере соответствует священное сознание, которое идёт вслед за мифологическим, то есть является следующим этапом, более высоким, более рациональным. И более устойчивым. Однако не всякий, считающий себя верующим, этого этапа достигает.
Поэтому конечно, многие верующие суеверны и полны предрассудков, их мышление иррационально. Однако те, кто вышел на уровень священного, справедливо полагают свою веру избавлением от предрассудков.
Вы, вероятно, считаете веру мировоззрением. Во всяком случае, многие считают.
В этом смысле она разумеется выше профессиональных знаний и может ограничивать их использование. В случае любого возможного конфликта идей действительно верующий выберет религиозную. Если верит.
Кроме того, возможет этический конфликт. Вера предполагает следование определённым нормам, например заповедям, а профессия практического психолога требует избегать морализаторства. Особенно при консультировании.
Разные методы. Разные базовые основания. Утверждать, что одно другому никак не мешает, означает врать. Не то что верующий человек — всякий, кто изучает психологию и становится практическим психологом, встречается с внутренними противоречиями и трудностями — не только интеллектуальными.
Естественно, не каждый верующий с ними справляется. Многие теряют веру. Некоторые перестают верить. Некоторые верят формально. Некоторые — не психологи :)
Однако не всё так плохо: по большей части эти противоречия и трудности преодолеваются в процессе образования. Остальное — в процессе дальнейшего становления и развития. Психологи тоже живые, и тоже развиваются; быть психологом не означает быть совершенным.
В сущности, всё даже лучше: как правило, психолог соответствует клиенту, с которым работает. То есть обычно рациональнее его; в чём-то. Внутренние конфликты бывают, и в среднем даже чаще; так это жизнь.