Совесть - это пограничник, следящий за намерениями, чувствами, мыслями и действиями (квадрат Кармы), исходящий из совместного знания того, что можно, должно и что нельзя человеку (треугольник Совести). Здесь можно акцентировать внимание на объёмности знаний совести: она опирается на принципы мироустройства, морально-нравственные ценности, культурные и прочие традиции. Совесть, в отличие от закона объясняет причину разрешения либо запрета, тогда как закон прямо запрещает. Закон - это только треть совести, потому он всегда требует пояснений, ввиду чего имеет огромное количество интерпретаций.
Нарушение человеком границ дозволенного, активизирует сигнальную функцию совести - угрызения. Эта функция предупредительная и одновременно исполнительная. В случаях включения психических защит, угрызения совести нарастают. Чем выше уровень защиты - вины или стыда, тем выше интенсивность угрызений совести.
В случаях, когда о нарушении границ знает только сам нарушитель, он испытывает чувство вины, которое говорит о том, что так быть и жить нельзя, но можно как-то по другому.
В случаях, когда о нарушении границ становится известно кому-то ещё, кроме человека переступившего границу совести, нарушитель испытывает стыд.
Стыд говорит нарушителю о том, что ему вообще жить и быть нельзя. Ни так, как он живёт, ни как-то иначе. По этой причине от стыда люди сгорают, проваливаются сквозь землю и испытывают адские муки.
Алигьерри в своей «Божественной комедии», попытался систематизировать преступления приводящие человека к стыду, исходя из интенсивности мучительных переживаний человека.
Стыд опасен тем, что он сублимирует негативные переживания субъекта, направляя их на всю версию его внутреннего мира (интроверсию). Это досадное обстоятельство приводит к тому, что стыд практически невозможно устранить ни одним известным психологии методом. Купировать можно, и даже ремиссия достижима, но избавиться без последствий для личности, от стыда весьма и весьма сложно.