Спасибо за интереснейший вопрос!
Для того чтобы на него ответить придётся разбить на два:
Какую дружбу будем учиться ценить?
Кто хочет научиться ценить дружбу?
Умнейший человек всех времён и народов Аристотель ещё 2,5 тысячи лет назад написал о дружбе и её ценности всё самое важное.
Дружба в понимании Аристотеля — это величайшая ценность и самое необходимое в жизни человека. Совершенная, истинная или настоящая дружба бескорыстна. Друг - это самый близкий человек на свете, к которому относишься как к себе. Любимые люди приходят и уходят, кровные родственники далеко не всегда являются духовно близкими людьми. Поэтому друзей много не бывает и счастлив тот человек, который встретит такого друга.
Аристотель классифицировал дружбу на три типа, но истинной признавал только третий тип:
- Дружба с удовольствием.
- Дружба с пользой.
- Добродетельная дружба.
Дружба с удовольствием - это дружеские отношения, основанные на совместном времяпрепровождении и характерна для подросткового и юношеского возрастов. При этом типе дружбы молодые люди получают удовольствие от общих интересов, но в силу быстрых изменений в эти возрастные периоды происходит смена интересов и дружба прекращается. Поэтому данный тип дружбы Аристотель признавал самым краткосрочным.
Дружба с пользой - это дружеские отношения в рабочих коллективах или между бизнес партнёрами, которых объединяет совместная выгода. Этот тип дружбы характерен для взрослых людей, по мнению Аристотеля, но она временна и событийна. Друзья-коллеги могут испытывать удовольствие от совместной и выгодной деятельности, но как только утрачивается выгода (меняется место работы), то и дружба прекращается из-за отсутствия духовной близости в этих отношениях.
Добродетельная дружба основана на взаимном доверии, которое выстраивается намного дольше, чем другие типы. В этом типе дружбы активно участвуют все стороны, проявляя одинаковую степень стараний. У истоков этого типа дружбы взаимное признание достоинств друг друга, формирующее крепкую привязанность, которой дорожит каждый.
Данный тип дружбы может включать и предыдущие типы, так как она приносит удовольствие всем сторонам и взаимовыгодна, но по природе своей бескорыстна, глубока, интимна, окрашена эмоциональной и духовной близостью.
Так какой тип дружбы будем учиться ценить? Дружить мы учимся с детства, совершая кучу ошибок, теряя достойных людей и сожалеем об этом, если сформирована ценность дружбы.
Кто хочет научиться ценить дружбу? Если в родительской семье ребёнка добродетельная дружба не является ценностью, то пример таких дружеских отношений брать не с кого. Вероятность научиться дружить у ребёнка в такой семье минимальна и является исключительным фактом.
Даже если родители и другие близкие родственники ценят добродетельную дружбу, но сами таких таких друзей не имеют, то пример также брать не с кого. Но такие родители могут мотивировать ребёнка на научение дружеским отношениям, одобряя стремление ребёнка к дружбе.
Но и в семьях, где высока ценность дружбы при наличии друзей нет 100% гарантии, что ребёнок научится ценить дружбу. Люди, которым не свойственна эмпатия и/или умение проявлять заботу о других, редко оказываются способны на настоящую дружбу, так как дружба добродетели предполагает дополнительную ответственность и способность к взаимовыручке, взаимопомощи, совместному переживанию трудностей и проблем.