В такие моменты я руководствуюсь доброй волей. Мораль -не мой выбор. На истории просящих и наличие атрибутов, подтверждающих плачевность ситуации, я вовсе не смотрю. Это, во-первых, может оказаться ложью, спектаклем, и я выберу самообмануться, хоть и с помощью просящего. Во-вторых, это может вызвать во мне жалость, и чтобы избавиться от этого чувства, я могу обнаружить в себе неудержимую готовность заплатить. Но тогда у меня остаётся неприятный вопрос к себе. «Ты себе помогла избавиться от чувства, которое не смогла предотвратить, или искренне поучаствовала в ситуации?» И вариант первый всегда имеет место быть, даже если ответ второй.
Я практикую простое да, или нет. Без всяких для себя привязок к совести, жалости, благородству, одним словом морали. Иногда я устраиваю себе день «да», и всем на всё демонстрирую «да». Иногда день «нет», по аналогичной схеме. Очень интересные результаты у таких дней.) А уж сколько пищи для самоанализа, отборная вкуснятина.)
Таким образом моя ответственность лежит не в области морали, а в области доброй воли. Воля, как раз-таки, включает навык отказа и согласия. И ответственность действительно, таким образом, становится сугубо моей, а не поведением жертвы морали. А лично за себя, перед собой и окружающим миром, я всегда отвечу, не травмируя себя, и не имея цели травмировать окружение.
На практике, я могу отдать и последнее, но не потому что ведома моралью, а потому что могу. Могу не принимать участие вовсе, в чей-то беде, потому что могу. Вопрос того, что я не могу не делать, даже если мне это вредит, для меня не стоит очень давно. А мораль, зачастую -это призыв делать то, что делать ни в коем случае не нужно.