Замечательный вопрос. И о чудо — уже семь ответов.
Даже математический.
Кстати, он мне нравится, хотя я не считаю его верным.
И его автор для меня достаточно авторитетен. Поэтому буду в какой-то мере опираться на него. Согласно ему, вседозволенность включает в себя свободу.
Я считаю наоборот. От противного :)
Из других авторитетов упомянул бы Достоевского и Толстого, прежде всего, но они для меня недостаточно... логичны. Пришлось бы доводить их рассуждения до ума, что называется.
Ясно однако то, из мировой литературы и философии, что вседозволенность и свобода обе с трудом определяются.
Оба этих понятия широки и не_однозначны. Поэтому...
Поэтому, заданные Вами вопросы и упомянутый математичный ответ с одной стороны сужают смысл этих понятий, а с другой — позволяют чётче определить. Начнём с человека.
Итак:
- "все дозволенному" человеку всё можно
- совершенно свободный человек — всё может
Соответственно, вседозволенность — это возможность или доступность любых попыток. А свобода — способность эти попытки превратить в действие.
Коротко говоря, вседозволенность говорит о представлениях ума, свобода — о его силе. Или способности.
Естественно, сам человек может путать одно с другим. Например, считать себя свободным, когда ему всего лишь дозволено. И то как правило не всё.
На первый взгляд эти понятия "перпендикулярны". Свобода об одном, вседозволенность о другом. Однако ничто не мешает нам взять их в "абсолютном выражении" и протянуть шкалу от полной вседозволенности до совершенной свободы. Тем более, что попытка теоретически может служить началом действия. Так и сделаем.
Для ясности давайте возьмём топор. В качестве примера :)
Кто нам помешает?
Рабочая гипотеза: человек развивается от полной вседозволенности к свободе. Ко всё большей и большей свободе, вплоть до совершенной.
Дальше всё об этой гипотезе (спойлер):
Полная вседозволенность — это уровень животного. Можно бы начать с детей, но родители умудряются уже младенцам запрещать многое... всякого рода социопаты и преступники тоже не подходят, им дозволено отнюдь не всё.
В принципе, человек может опуститься до уровня животного и даже ниже, но это уже подразумевает некоторую свободу. То есть это "его выбор".
Что животное может сделать с топором? Всё, что угодно. Положить в лужу. Погрызть. Поранить себя. Только вот всё это оно делает с ним не как с топором.
Вседозволенность по отношению к топору лишает его функциональности. Примерно также ведёт себя ребёнок, если ему не запретить некоторые действия.
Далее ребёнок может научиться обращаться с топором аккуратно. Став чуть старше, научится использовать его. Именно как топор. И вот пока он будет учиться, вседозволенность будет всё более сужаться (по отношению именно к топору). До тех пор, обычно, пока не сойдёт на нет. Можно сказать, в какой-то момент он становится рабом топора.
Однако теперь он может гораздо больше. То есть благодаря топору стал свободнее.
Можно представить, что однажды он оказывается перед выбором: учиться искусству владения топором дальше или вернуться к вседозволенности (уже с топором). Если выберет последнее, мы получим Вашего "вседозволенного" человека.
Не вполне, он уже всё-таки отличается от себя прежнего, и невольно не позволяет себе некоторых движений. Например, скорее всего не сядет на топор.
И в нём уже есть немного свободы (пока не посодют).
Если выберет учиться, в один прекрасный момент станет мастером топора.
А это, естественно, его освободит. Он уже не будет относится к топору, как просто инструменту, орудию труда. Как мастер, он сможет с ним делать "всё, что захочет".
В каком-то смысле такое состояние подобно вседозволенности, но это уже не "можно", а "могу".
То есть, свобода.
Так что мы можем сказать, что вседозволенность переходит в свободу через рабство. Кто не был рабом инструмента, свободным не станет.
Хотя конечно, может обзавестись иллюзией...
Можно ещё сказать, что свобода имеет разные формы. Перетекает из одной в другую. От полной вседозволенности к совершенной свободе.
Пока наши рассуждения касались отдельного человека. Однако обычно люди говорят о вседозволенности и свободе во взаимодействии людей, то есть в общественной жизни.
Можно распространить наши рассуждения на общество, логика та же. Однако помимо свободы самого общества, появляются понятия свободы и вседозволенности человека для общества, человека по отношению к обществу.