В нашем мозге скорость работы определяется не в последнюю очередь нейромедиаторами, с помощью которых происходит передача нервных импульсов. Если просто, дофамин улучшает концентрацию внимания, повышает мотивацию, ацетилхолин влияет на процессы запоминания, серотонин - эмоциональная поддержка. При стрессе, когда главенствуют адреналин, норадреналин, учеба идет плохо, т.к. организм включает режим выживания "бей-беги", что не способствует обучению, но улучшает скорость реакции, например, когда необходимо принять быстрое решение.
При апатиях, депрессиях страдает баланс нейромедиаторов, становится меньше дофамина, серотонина, пропадает мотивация и ухудшается передача импульсов по мозгу, нет позитивного подкрепления (мозг не может наградить вас "гормонами радости" за проделанную работу, т.к. их не хватает).
Длительная умственная нагрузка, действительно, может истощать ресурсы головного мозга из-за перевозбуждения в дофаминовой системе, но не у всех. Все зависит от метаболизма конкретного человека. Чтобы было понятнее, некоторые люди, после насыщенного (дофаминового) дня "вырубаются" и спят крепким сном, а у некоторых мозг продолжает оставаться возбужденным, человек тяжело засыпает, мозг как-будто не может отключиться, сон поверхностный, с яркими сновидениями, что в конечном итоге также истощает нервную систему. Поэтому в учебе и в делах необходим баланс, чтобы мозг работал продуктивнее, особенно если имеется дефицит в нейромедиаторной системе (апатия, депрессия).
Все верно и довольно доступно объяснено.