Добрый день! Это один из вопросов, в котором я буду не совсем объективна, так как часто работаю с последствиями "раннего развития" детей. К сожалению, до сих пор в обучении и воспитании детей не учитывается их эмоциональное развитие, которое на самом деле гораздо важнее, чем чтение, рисование и счет.
Примерно с 2000-х годов стало становиться популярным ранее развитие детей, многие зарубежные авторы разработали свои системы (на моей памяти ни одна из которых не прошла никакого доказательного исследования эффективности), с упором на то, что развитие ребенка равно уходу за ним. В 2007 году вышла серия статей в журнале "Lancet" о подтверждении того, что это действительно имеет первостепенное значение, и раннее развитие приобрело стихийный характер.
Однако, тот же ВОЗ пишет, что все дети должны быть в состоянии достичь своего оптимального физического роста и психологического развития. Сюда входит и эмоциональное развитие. И сейчас, с 2017-2018 годов уже начинают проводить исследования о том, что дети испытывают сильный психоэмоциональный стресс на фоне подобной нагрузки.
Теперь мое совсем необъективное мнение. Нереализованные амбиции родителей накладывают свой отпечаток на свободное развитие ребенка, и порой ребенка отдают во все возможные кружки и курсы, нагружая его неокрепшую нервную систему колоссальным объемом информации, которая может быть и вовсе ему не нужна. А мы знаем что современный человек и так находиться в постоянном стрессе.
Вывод можно сделать такой: развитие должно быть ненавязчивой игрой, в которой ребенку интересно принимать участие. Любое принуждение и заставление нарушает целостность его психических границ и приносит больше вреда, чем пользы.