Мне понравился когда-то образ: "если у маленького ребёнка в семье много власти, это значит, что он сидит на плечах у кого-то из взрослых членов семьи".
Ну, то есть эту власть ему кто-то ДАЁТ, - нет никакой другой причины.
Когда мы говорим про детей - "манипуляторов", стоит понимать, что в эти игры в одиночку не играют, в эти танцы в одиночку не танцуют.
***
Например, приходит к психологу мама с тем, что 12-13-летний ребёнок - "такой манипулятор!"
В процессе разговора упоминает, "...когда он(а) разбил(а) третий смартфон..."
Ну, то есть мама в разводе, и у неё чувство вины по этому поводу перед ребёнком. Нормально. Оно ожидаемо, хорошо его осознавать и делать свои выборы НЕ из чувства вины.
Ребёнок в ссоре с мамой шваркнул(а) смартфон об стену, мама тут же купила другой.
Будете смеяться, спустя небольшое время в аналогичной ситуации снова шваркнул(а). Мама купила новый.
Ну и в третий раз. Правда, в этот раз купила "недорогой". - Показывает, - было это прорву лет назад, - но точно мой смартфон был дешевле того "недорогого"))
В общем, детские "манипуляции" примерно такого рода.
***
Ребёнок ЕСТЕСТВЕННО пытается влиять на взрослых членов семьи. Обычно безо всякого многоходового замысла. Попросту так работает психика: любой здоровый щенок, любой здоровый ребёнок, - как и любой нормальный взрослый, - время от времени тестирует наши границы. А можно ли с нами "так". - Это нормальное здоровое поведение! Весь вопрос, как МЫ на это реагируем.
Тоже, понравилось выражение НИКа, профессора Николая Ивановича Козлова, что ребёнок - "бодрый здоровый хищник"!))
Ну, как хищник. Ребёнок конечно хочет влиять. Если между взрослыми членами семьи нет единства мнений и поведения в плане его воспитания, ребёнок будет вклиниваться в малейшую такую щёлку и расклинивать взрослых. "А мне мама разрешила!.." - И это не потому, что он(а) вычитал "Divide et impera!", разделяй и властвуй, - а потому что просто же это и логично, не надо Макиавелли быть.
***
Двойняшкам было год и три месяца, когда одна из них попробовала инструментальный плач. Ну, до года дети плачут честно: описался, обкакался, голод, перевозбудился и уснуть не может, газы, и т.п. А после года попытки инструментального плача - НОРМА.
Во-первых, мы видим, что у неё всё в порядке.
Во-вторых, в год и три месяца ребёнок ещё не умеет играть "переход". Поплакала, не сработало, - резко обрывает плач и топает дальше заниматься интересными делами.
Понятно, что это запрос на внимание.
А теперь - если бы мы В ОТВЕТ НА ТАК ВЫРАЖЕННЫЙ ЗАПРОС стали бы её брать на руки - какое бы мы поведение так подкрепляли? И что бы стремительно получили? И кто был бы тут коварный "манипулятор"?..)
Нормальный был бы ребёнок и горе-родители...
Вторая двойняшка, кстати, с интересом смотрела, что тут будет)
Из поведенческой психологии - что подкрепляешь, то и получаешь.
Мы использовали сочетание игнорирование нежелательного поведения и положительного подкрепление желательного для нас поведения.
То есть при инструментальном плаче - не реагировали никак. Но это было очень внимательное игнорирование. Как только она или подходила, дёргала за штанину, или говорила "ма", "па", - то есть обращалась за вниманием так, как мы хотели подкрепить, - ТУТ ЖЕ брали на руки и т.п.
10 дней(!) потребовалось, чтобы она перешла на запрос внимания теми способами, которые мы поддерживали, а не истеричным плачем.
***
Ну, вот все "дети-манипуляторы" - что-то вроде вот такого.
Это не про детей, это про то, что взрослым неплохо самые простые вещи замечать, осознавать; в тех двух примерах, которые привёл в ответе, - ведь просто же...