Вопрос задан некорректно, так как в нём присутствует подмена понятий. Если перевести его на понятный язык, то он включает два вопроса:
- От особенностей психики конкретного человека зависят его познавательные способности, которые формируют мировоззрение?
Ответ - ДА. (Пояснения ниже).
- Насколько отличны понятия Философия и Психология?
Ответ - без Философии, которая включает в себя массу теоретических знаний обо всём, не могли возникнуть многие науки, в том числе и Психология.
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.
Человек рождается без понятий о науках, которыми являются философия и психология, и в силу особенностей своей психики сначала начинает познавать себя. Младенца окружает микромир близких родственников, от которых он зависит и поэтому в мировоззрении со всей широтой познания не нуждается.
По мере взросления микромир ребёнка постепенно расширяется и через взаимодействие с ним он лучше узнаёт себя, свои способности и возможности, приобретает навыки и умения, начинает сравнивать себя с другими и осознавать различия.
Чтобы адаптироваться к этим различиям и понять свои возможности к самостоятельному выживанию в социуме психика к 16 годам приходит к необходимости расширения знаний. Так и начинает формироваться мировоззрение человека, которое способствует нахождению своего места в его мире.
Если в процессе формирования мировоззрения у человека актуализируется потребность в познании психологии и философии, то понимание себя и окружающего мира он достигает раньше остальных и формируется цельным человеком, который проживает другие возрастные периоды в мире с собой и окружением. Если осознание необходимости этих знаний задерживается по причине психических особенностей, то такие люди очень болезненно переживают кризис середины жизни. Но после 40-45 лет способны трансформировать своё мировоззрения и помириться с собой и окружающим миром. Но есть личности, психические особенности которых не позволяют достигнуть внутренней целостности никогда. Даже знания Психологии и Философии не могут изменить их психику.