Во время одной из встреч с талантливой французской писательницей и замечательным человеком Кристель Петиколлен, которая имеет солидный стаж психолога у нас произошла интересная дискуссия на тему: «Бывает ли добрым манипулятор?».
Кристель приехала к нам с новой книгой, которая также стала бестселлером во Франции «Как избавиться от манипуляторов».
Перед встречей я с интересом ознакомился с содержанием её новой книги, которая была издана в Санкт-Петербурге маленьким тиражом 1000 экземпляров. Кстати, сейчас уже благодаря переводам Наталии Колесовой многие её книги стали доступными российскому читателю.
В своей книге она поднимает действительно серьезную тему защиты от манипуляторов. Но мой интерес, прежде всего, привлекла точка зрения в своей ментальности отличная от российской, во всяком случае как мне это представилось. Она считала, что отличительной чертой любого манипулятора является то, что он творит зло.
Тогда у меня возник вопрос к Кристель: как отличить добро от зла? Но она считала, что этот вопрос очевиден.
Я же не считаю этот вопрос столь очевидным, хотя и признаю, что относительность оценочного суждения манипулятора на свои действия вроде «у каждого своя правда» – само по себе изобретение манипуляторов.
Когда дискуссия затрагивает такие нормативно-оценочные философские категории, как добро и зло, то люди в попытке отстоять свою точку зрения часто смешивают понятия истины и правды. Правда у каждого человека действительно может быть своя, как бы это ни казалось парадоксальным на первый взгляд.
Когда говорится, что у каждого человека может быть своя правда, это всего лишь означает, что у человека есть мотив и есть некоторые основания так полагать, но это не значит, что человек объективно во всем прав.