Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нормально ли, что психотерапевт выстраивает с клиентом отношения родитель–ребёнок? В каких случаях это может быть полезно для клиента?

ПсихологияПсихотерапия+1
Анонимный вопрос
  ·   · 864
КПТ психолог-практик и будущий психофизиолог...  · 7 июн 2021

Сразу хочу предупредить, что свое объяснение я даю с позиции транзактного анализа (Эрик Берн) и своих взглядов на проблему. Если не согласны - можете смело пропускать не читая :)

Допустим, у нас у всех есть три внутренних эго-состояния:

  • Ребенок (Ре) - ответственный за все наши потребности (я хочу), я бы назвала его "истинное Я" или "подсознание".
  • Взрослый (В) - ответственный за наше поведение, основанное на логике/рациональности (взвешенные решения, выбор).
  • Родитель (Ро) - ответственный за мотивацию и побуждение к действию (я могу), часто представляет собой аспект воспитания и установок, заданных родителями/воспитывающими.

Если у ребенка деструктивный внутренний Ро - Родитель, который может быть контролирующим/осуждающим, а не поддерживающим/заботящимся, то, так как ребенок маленький, то установки собственного внутреннего Ро ему "победить"/переиначить достаточно сложно.

А родитель/воспитывающий может в силу условно-рефлекторного поведения продолжать давать негативные установки своему ребенку. Это может происходить автоматически, отучиться сразу от плохих поведенческих аспектов - очень сложная задача.

В этом случае то, что психотерапевт выстраивает с ребенком отношения родитель-ребенок могут сыграть полезную роль в дальнейшем формировании у ребенка заботливого внутреннего Ро.

Всегда надо помнить, что дети воспринимают все слова значимых взрослых БУКВАЛЬНО. Эрик Брен называл такой феномен у детей марсианским мышлением. Ну, и локус контроля у детей преимущественно внутренний/интернальный - виноваты они сами. Особенно, если к этому приучили родители.

Почему контролирующий Ро - это плохо?

Часто именно такая мотивация у уже взрослеющего ребенка является патологичной и способна формировать негативное мышление (плохое отношение к себе, неверная/патологичная оценка себя и чрезмерная - окружающих, неверное представление о своих способностях и т.д.). А негативизм очень плохо влияет на личностные аспекты, вплоть до депрессии.

Примеры:

Ро - внутренний Родитель ребенка, ро - родитель, ре - ребенок.

ре: Мама, я получил двойку по природоведению...

ро: Ну, ты не очень расстраивайся. Лучше садись делать уроки прямо сейчас, чтобы загладить вину.

Ро: Я виноват, я должен расстраиваться.

Ребенку дали программу - расстраивайся и чувствуй за это вину, хоть взрослый может и не иметь в мыслях ничего такого.

***

ре: Мам, извини, я немного опоздал с прогулки...

ро: Ничего страшного, в следующий раз приди вовремя, чтобы я не переживала за тебя! Ты же не хочешь, чтобы я заболела от переживаний?

Ро: Мама заболеет из-за меня, если я буду опаздывать.

Аналогично, что и с предыдущим: чувство вины накладывающееся на определенное действие ребенка.

***

ро: Ну и дурочка же ты у меня!

Ро: Я должна вести себя глупо.

Здесь родитель дает понять, что рядом с собой "умников" он видеть не хочет.

Психологическая консультация/психотерапия онлайн - 1500р. и очно в НН - 1850р.:)Перейти на uslugi.yandex.ru/profile/YuliyaMorozova-826868
Психолог, нарративный практик Заряжаю любовью к...  · 9 июн 2021
Да, нормально. Например, схема-терапия применяет концепцию ограниченного родительства как основную. Схема-терапия - это новейший эффективнейший подход в лечении "сложные случаев". Это пограничное расстройство личности... Читать далее

Схема-терапия - это ... эффективнейший подход ...

Не могли бы вы привести исследования, которые это подтверждают?