Каждая эпоха сопровождается популяризацией науки, которая характеризуется собственной проблематикой и ее спецификой. Особенностью нынешнего этапа развития общества является огромное влияние науки на образ жизни людей.
Основная цель популяризации науки заключается в трансформации серьезных (специфических) сведений (не всегда понятных простому обывателю) в привлекательную и понятную большинству информацию. Проведение научных исследований, как правило, осуществляется за счет бюджетных средств, а источником последних являются налоги, уплачиваемые физическими/юридическими лицами, что придает особое значение такой «рекламе» науки. Следовательно, налогоплательщики должны понимать, на что потрачены их деньги, и одобрить продолжение экспериментов и других видов научной деятельности. С другой стороны, благодаря популяризации науки подрастающее поколение пополняет ряды научных работников.
В данном контексте популяризация психологии как науки нужна для того, чтобы показать населению роль личных знаний в данной сфере. Рассматриваемая область знания является сейчас наиболее молодой и активно развивающейся отраслью, аккумулирующей два направления.
- Первое — это фундаментальные исследовательские направления (к примеру, общая психология и психология человека; когнитивная/социальная/кросскультурная/экономическая психология и др.).
- Второе направление представляет собой практико-ориентированный вектор, включающий психологическую диагностику, психоанализ и т.д.
В целом популяризация науки осуществляется с целью ее открытия для общества, повышения научной грамотности населения, формирования у людей четкого представления о том, какие новации государство и бизнес проводят в сфере науки и технологий. Одной из задач популяризации является привлечение в исследовательскую область наиболее талантливых специалистов, развития у них интереса к фундаментальной и прикладной науке.
О заинтересованности государства в данном аспекте свидетельствует реализуемый в стране федеральный проект «Популяризация науки и технологий», ориентированный на развитие научно-просветительской деятельности.