Вопрос о соотношении врожденного и приобретенного очень давний, обширный и непростой.
Во-первых, здесь важно понять, что означает "заложено изначально". Есть два типа особенностей, которые могут проявиться уже при рождении и выглядеть как "заложенные изначально". С одной стороны, это генетически наследуемые признаки, которые мы получили от родителей. С другой стороны, это могут быть особенности, не обусловленные генетически, но присутствующие уже при рождении. Один из часто встречающихся примеров такого рода - так называемое патологическое левшество, когда леворукость связана не с генами, а с тем, что из-за гипоксии во время беременности или родовой травмы у ребенка ослаблена правая часть тела, и тогда ребенку удобнее пользоваться левой рукой.
Далее, среди тех признаков, с которыми мы рождаемся (врожденных), некоторые оказываются достаточно стабильными в течение жизни, а другие более подвержены изменениям.
Довольно стабильными считаются биологически или физиологически обусловленные особенности, например, скорость психических процессов, темперамент (который может пониматься довольно широко - сюда включают скорость реакции, эмоциональность, активность, контактность, способность удерживать внимание, адаптивность, частоту положительных и отрицательных эмоций и др.). Действительно, разницу в темпераменте детей мы видим уже с рождения (особенно хорошо это знают родители, у которых больше одного ребенка). Для того, чтобы доказать, что какие-то из этих черт действительно наследуются, проводят исследования на младенцах-близнецах, однояйцевых и разнояйцевых. Поскольку у однояйцевых близнецов совпадает 100% генов, а у разнояйцевых - около 50% генов, то если черта обусловлена генетически, то однояйцевые близнецы в среднем "должны" быть по ней быть больше похожи, чем разнояйцевые,
Действительно, есть много исследований, в которых показано, что по темпераменту однояйцевые близнецы похожи сильнее, чем разнояйцевые, но "похожесть" эта тоже не абсолютная. В разных выборках показатели наследуемости отличаются и в среднем лежат в границах от 0.20 до 0.60, что означает, что примерно от 20% до 60% различий (дисперсии) обусловлено генами.
Чем же обусловлены остальные 40% - 80% различий? Обычно мы говорим, средой. Но что такое среда? Семья, в которой растут дети? Иногда приходится слышать: "Надо же растут в одной семье, а такие разные дети!" Так вот исследования на близнецах и приемных детях показывают, что семья в целом оказывает довольно слабое влияние на темперамент. То есть дети в одной семье скорее похожи темпераментом не потому, что растут в одной семье (среде), а потому что у них есть общие гены. Исключение составляет частота проявления положительных эмоций в младенчестве и раннем детстве (например, улыбки, интереса к другим людям). На это, по-видимому, большое влияние оказывают личностные черты матери и устойчивость привязанности между матерью и ребенком. Кроме того, есть данные (хотя их и немного, и они нуждаются в дополнительной проверке), что ритмичность и способность успокаиваться обусловлены не генетически, а особенностями семейного воспитания (вполне возможно, что здесь играет роль режим и способы успокоения, используемые в семье). Еще одно исключение - застенчивость, она связана как с генетическими факторами, так и в значительной степени с семейными.
Хорошо, но что происходит дальше? Вот родился ребенок с определенным темпераментом, как он развивается дальше? Какие факторы влияют на это? Долгое время считалось, что темперамент практически не меняется и что гены обеспечивают его устойчивость. Однако на самом деле гены могут обусловливать и дальнейшее развитие темперамента. Интуитивно можно предположить, что по мере взросления ребенка и его взаимодействия со все более разнообразной средой роль генетических факторов в темпераменте может уменьшаться. Однако многие эмпирические исследования не обнаруживают явных изменений наследуемости в возрасте 25, 27, 48 лет. Более того, есть исследования, в которых близнецы в неонатальном периоде (сразу после рождения) не демонстрировали генетической схожести темпераментов, но в младенчестве и раннем детстве появлялось сходство, то есть темперамент "становился" умеренно наследуемым.
Лонгитюдных исследований изменения темперамента довольно мало, но есть одно (Луисвильское близнецовое исследование), в котором анализировалось именно то, каким образом изменяется темперамент в процессе развития (от 6 месяцев до 4 лет). Выяснилось, что и в паттернах изменения однояйцевые близнецы более похожи, чем разнояйцевые, то есть генетические факторы частично регулируют и то, как развивается и изменяется темперамент.
В целом лонгитюдные близнецовые исследования темперамента в детском и взрослом возрастах говорят о том, что стабильность личностных черт связана с генетикой, а изменения в личностных чертах - с различными средовыми влияниями. Это означает, что изменения в темпераменте, вероятно, связаны с различиями в семейном окружении - различном отношении к разным детям, различным жизненным опытом или несчастными случаями.
Зачем вообще изучать темперамент младенцев? Во многом из-за того, что есть связь между темпераментом в раннем детстве и более поздними поведенческими проблемами. Например, тревожность, фобии, депрессии, психосоматические расстройства в более взрослом возрасте могут быть "предсказаны" (с определенной долей вероятности, конечно) застенчивостью, страхами и "сложным" темпераментом в детстве (эмоциональностью, адаптируемостью, избегающим и исследовательским поведением, импульсивностью). Другого рода проблемы вроде наркотической зависимости, гиперактивности, дефицита внимания и расстройств поведения часто связаны с детским уровнем активности и "сложным" темпераментом в детстве.
Фактически это может означать, что определенные поведенческие проблемы могут быть экстремальным проявлением определенных особенностей темперамента. А вот общие семейные факторы на эти проблемы почти не влияют.
В общем нет простого ответа на этот вопрос - все очень интересно, запутанно и взаимосвязано:)
Олег, а можете ли развернуть свой взгляд на признание и предназначение как заложенные параметры? Интересно.
Доброта, наивность, умение доверять, любовь. А с возрастом, злость, проходит вера во всех и всем, любовь перестаёт быть безусловной. Появляется характер и свой мир, взгляд на жизнь.