Если все проблемы из детства, как это влияет на правильность чего бы то ни было?
Что значит "правильно", когда цель неизвестна?
Виноваты ли воспитатели в своём влиянии на личность?
На мой взгляд первые два вопроса можно считать риторическими, ответы на них вполне очевидны. Надеюсь, их смысл тоже достаточно прозрачен; почему они заданы.
Если согласны, третий мой вопрос фактически выражает всю суть Вашего. Так я думаю.
Поправьте меня, если не так :)
Воспитатели (в частности, родители, если они воспитывают) вне всякого сомнения оказывают влияние на развитие личности и саму личность.
Ну и что?
На личность и её развитие оказывают влияние многие; много кто и много чего. Трава у дома… Архитектура этого дома. Книги. Птички. Собаки. Хулиганы. Бабочки. Компьютерные игры. Вообще игры. Крысы и тараканы. Ёжики. Слоны. Космос. Театр. Музыка… Гравитация…
Вы скажете, что это всё как бы случайно, как повезёт. Или наоборот, неизбежно. Или определяется теми же воспитателями. А вот они всё сами решают, могут отвечать. И будете правы; да, это так.
Однако это "всё", что они "решают", на поверку оказывается весьма незначительно. В пределах возможностей, способностей, компетенций прежде всего. Существующей культуры, местной морали, социальных норм. В пределах своих прав и обязанностей. А кто их наделяет правами и обязанностями? Не их воспитанники, во всяком случае.
Хотя именно от воспитанников зависит результат воспитания. Никакой воспитатель его не определяет. Как ни старайся.
Кроме того, говоря об ответственности, мы подразумеваем некое свободное действие разумного существа. То есть воспитатели могут отвечать за воспитание только в той мере, в которой они разумны и свободны. Получается парадокс, не так ли.
Обвинять кого-либо в отсутствии у него разума и\или воли просто нелепо. Соответственно, всякое разумное обвинение относится к разумному же поведению.
В данном случае — к разумному влиянию на развитие личности. Нелепо обвинять человека во влиянии на то, о чём у него нет ни малейшего понятия. Равно как и в том случае, если он изначально сознательно намеревался нанести вред — то есть в успешности задуманного вредного влияния.
Разумные люди врагов и дураков не обвиняют.
По сути вина существует лишь в том случае, когда человек мог и хотел сделать "всё хорошо". И у него не получилось. Поэтому добровольное признание вины свидетельствует о добрых и разумных намерениях. Без гарантии, но всё же. Это по сути.
Формально — несколько иначе. Формально вина соответствует нарушению обещания или договора, неисполнению вменённых обязанностей. Точнее, недобросовестному исполнению или пренебрежению ими. Здесь мотивы и способности не учитываются. А если человек не смог в силу "объективных причин" — это "смягчает" вину.
Собираетесь ли Вы обвинять родителей (и вообще воспитателей) формально или неформально?..
В любом случае именно в проблемах они не виноваты.
А если в чём виноваты — не перед Вами.
Сами они могут обвинять себя в том, что не получилось.
Формально их можно обвинить в неисполнении конкретных обязанностей, когда это имело место быть — но виноваты они при этом не перед своими детьми или воспитанниками. А перед обществом. Точнее, перед вменившей эти обязанности силой или участником договора — для кого-то это может быть Бог.
Другие психологи выразились психологично и психотерапевтично: кто бы ни был виноват в проблемах, для их решения всё равно лучше взять ответственность на себя. Я говорю прямо: никто не виноват, это иллюзия. Ваши проблемы — откуда бы "родом" они ни были — это Ваши проблемы.
А родители и/или воспитатели в этом отношении — всего лишь элемент объективной реальности.
Это не значит, что они вообще ни в чём не могут быть перед Вами виноваты. Например, если папа обещал сводить Вас в зоопарк или взять на рыбалку — и не сделал — он виноват, вне всякого сомнения. Какими бы причинами это ни объяснялось.
Формально, да. Можете его простить.