Для ответа на вопрос, давайте определимся с терминологией и границами интерпретации данного вопроса.
- Бизнес-процесс (БП) - устойчивая (регулярная) деятельность, преобразующая Ресурсы (Входы) в Результаты (Выходы)
- Описание БП - это моделирование БП в тех или иных границах системы (где начинается и где заканчивается БП) и границах модели (какие варианты реализации БП описаны, а какие - нет).
- Описание БП бывают - словесные, текстовые и с использованием диаграмм, например: блок схемы или более сложные стандарты описания (IDEF0, DFD, WAC, EPC, BPMN, ...).
- Описание БП производится для различных целей: повышение эффективности обмена информацией, анализ проблем в существующей системе, анализ проблем в новой системе, регламентация БП для снижения количества системных ошибок (системная ошибка - ошибка возникающая по причине того, что порядок действий не определен), ...
Теперь перейду к ответу на вопрос.
- Как только у Вас возникают БП, а они возникают - как только возникает система (бизнес/организация), так сразу возникает вопрос описания этих БП. Вы вынуждены, хотя бы устно, разобрать ошибки, описать и утвердить порядок взаимодействия между разными подсистемами (например, участниками) для наиболее важных БП. Вообще, полезно задуматься над проектированием, хотя бы основных БП, еще на этапе создания бизнеса!
- Если же вопрос, касается темы - когда нужна регулярная система регламентации, то об ее внедрении необходимо задуматься при появлении рисков возникновения критических системных ошибок в БП. Ну или когда эти системные ошибки уже возникли. Хотя понятно, что лучше на этапе - "появления рисков". Итак, когда необходимо внедрять систему регламентации:
- Есть проблемы с Результативностью "логическое ИЛИ" Эффективностью БП. И используемые методы улучшения ситуации не работают. Возможно, что при разработке регламентов Вы сможете исправить ошибки БП.
- Высокая сложность и вариативность протекания БП (каждый исполнитель должен знать как и когда ему действовать).
- Частота смены участников БП (для целей проведения качественного обучения и адаптации)
- Низкая частота возникновения БП (например, БП "Получение разрешительных документов (ежегодный)". Процесс обычно не сложный, но когда год пройдет до следующего раза, то можно все подзабыть)
- Наличие удаленных объектов управления (не возможно визуально контролировать деятельность)
- Есть потребность в масштабировании бизнеса и обеспечение необходимой результативности и эффективности в создаваемых системах
- Бизнес готовят к продаже (наличие регламентов повышает стоимость бизнеса, так как повышает прозрачность для покупателя)
- Бизнес передается в наемное управление (регламентация позволяет организовать качественный контроль и работу аудиторов)
- При проведении проектов по автоматизации (хаос автоматизировать не возможно)
Можно продолжить этот список, но основные факторы перечислил.