Родоначальником классической сенсорной интеграции считается Джейн Айрес, нейрофизиолог из Оклахомы. Ее методика включала, в основном, физические упражнения, нагружающие вестибулярный аппарат, развивающие функции мозжечка.
Сегодня мы используем более широкий термин «полисенсорная терапия», суть которой заключается в воздействии на все «каналы» чувств – вестибулярный (безусловно), световой, слуховой, тактильный и даже обонятельный.
Особенность такой полисенсорной терапии в том, что ее очень сложно систематизировать. Например, мы длительно изучаем хромотерапию, то есть лечение светом разных цветов. В России известна работа шотландского хромотерапевта Яна Джордана. Мы стараемся использовать и его наработки. Но как только ты стараешься познакомиться с проблемой шире, начинаешь изучать работу других адептов метода, то, нередко, встречаешь прямо противоположные постулаты. Таким образом, терапевт ведет каждого пациента методом эмпирического поиска оптимального подхода. То же и с тактильной чувствительностью. Она не только значительно различна у разных пациентов, но и может иметь разные искажения зонально, у одного и того же человека! То есть приходится иметь оборудование на все случаи жизни. Например, варежки с подложкой из мягкой шерсти, ткани разных текстур, вплоть до твердой, практически, наждачной бумаги. Хочется отметить, что для пациентов с РАС (Расстройство аутистического спектра, РАС) нет единой картины сенсорной дезинтеграции, или, проще, нет единых нарушений/искажений чувствительности. Что является достаточно характерным для спектра, так это неспособность самостоятельно обозначить проблему. Детям, да и взрослым с РАС просто не с чем сравнить (они никогда не были в «норме»), они часто невербальны, или избегают обсуждений своего внутреннего сенсорного мира. Отсюда и сложности в работе, необходимость наличия личного опыта специалиста.