Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы понимаете высказывание Ницше: «Лишь как эстетический феномен существование и мир представляются оправданными»?

Согласны ли? Если нет, обоснуйте.
Искусство и культураФилософия+2
Ирина Чорлия
  ·   · 10,7 K
Философ, редактор. Интересы: философия...  · 31 янв 2022
Очень трудно отвечать на вопросы, которые сформированы в той мировоззренческой концепции, которую ты не разделяешь и считаешь ошибочной. Но, если всё же попробовать ответить, то перед "ответчиком" встаёт вопрос, в какой концепции автор вопроса хочет получить ответ и в в какой концепции ему сформировать ответ?
Есть два пути:
1) ответить в концепции мироустройства самого Ницше;
2) оспорить концепцию мироустройства Ницше и ответить в той концепции, в которой мыслит "ответчик".
Первый путь — это путь толкования приведённой цитаты, то есть пояснение смысла цитаты Ницше на языке самого Ницше, используя его модель структуры мироустройства и смыслы используемых им понятий. Образно говоря, спросить самого Ницше, что он имел ввиду и попросить его поподробнее растолковать.
К этому вопросу уже имеются прекрасный ответ Дениса Мартынова, написанный в плане толкования.
Второй путь — это путь интерпретации - перевода цитаты на язык другой концепции мироустройства, через логическую операцию рационализации метафорического языка Ницше.
Интерпретация предполагает следующие логические операции - выделить рациональное содержание понятий исходного языка и постараться подыскать понятия с аналогичным рациональным содержанием в языке перевода, или выразить его пояснениями средствами языка перевода.
Я постараюсь дать ответ в опыте интерпретации.
___
Ницше - западноевропейский религиозный философ.
Исходная идея всех религий, христианской в том числе - мир создан Творцом (в разных национальных культурах он носит разные имена). Может быть и так, но не в этом проблема. С моей точки зрения, этот вопрос не имеет ответа в пределах познавательных возможностей видового человека, и он должен быть открытым. На него не надо отвечать, его не надо закрывать однозначным ответом да/нет (типа закрой дверь, чтобы не сквозило), на него надо постоянно искать ответ. Постоянный поиск ответа на этот вопрос — это задача такой сферы и формы мыслительной деятельности видового человека как философия.
Проблема идеи создания мира Творцом заключается во второй части формулировки идеи Творца - Творец создал мир и человека в нём по образу и подобию своему.
И вот тут возникает вопрос: "А КТО и КОГО, на самом деле, создал?!"
Человек придумал идею создания мира Творцом.
В этой идее он уподобил себя Творцу и фактически сам стал создавать идею Творца по образу и подобию Человека, наделяя Творца ментальностью Человека - его проблемами, его целеполаганием, его логикой, его противоречивыми мыслями, его свойствами и т. д.
В этом противоречии главный смысл антропоцентричной концепции философии и её главная проблема, а в более широком масштабе проблема всей христианской западноевропейской культуры, которая до сих пор пишет сагу о Боге, постигая его великие замыслы, но в то же время вкладывая в его великие замыслы свои прагматические смыслы.
В заключительной части тысячелетней христианской саги о Боге мы имеем войны западного глобального проекта, в основополагающем постулате которого лежит сведение идеи Бога (под идеей которого в действительности имеются в виду законы динамичных процессов материального мира) к прагматичным целям человека и к философии псевдолиберализма, сводящей законы природы к законам политическим, и исключающей идею развития, которая по-существу лишает Бога его великого замысла в отношении Человека.
____
В итоге я попробую ответить на вопрос во втором варианте, с позиций другой концепции, концепции диалектического материализма, который берёт начало в Древней Греции, но которую псевдолиберализм, старается запереть в тесный чуланчик.
Под эстетическим материалистическая диалектика понимает состояние временного баланса энергий центрального периода в течении диалектического цикла всякого преобразовательного процесса (начало- развитие-завершение) становления нового качества, то есть периода РАЗВИТИЯ.
Иными словами, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — это всё то, что связано с развитием, имеет прямое или косвенное отношение к нему, что обеспечивает РАЗВИТИЕ и является энергией созидания нового качества.
В первом периоде цикла "начале" человека не устраивает старое, оно уже умирает и не обладает энергией, человек хочет избавиться от него и испытывает дискомфорт от его присутствия. Новое же качество ещё не оформилось и не угадывается в сомне старого.
Во втором периоде цикла "развитие" приметы нового нарастают, старое уступает место новому, процессы наполняются энергией, и всё, как говорится, цветёт и пахнет, и наполняет мир красотой, а человека энергией. Приток энергии всегда воспринимается человеком как положительное или очень даже положительное явление. Ему хочется, что так было всегда.
В третьем периоде цикла "завершение" человек начинает замечать и чувствовать убывание или утрату тех качеств своей жизни, которые составляли его счастье и радость в предыдущем периоде. Энергия прежнего убывает, всё меркнет, блекнет, теряет привлекательность.
Главное противоречие западноевропейской культуры и философии, и даже можно сказать шире, цивилизации, состоит в том, что она все богатые смыслы природного существования Человека сводит к центральному периоду диалектического цикла к "развитию". При этом выделяя в этом периоде только эстетическое (прекрасное), что доставляет удовольствие, и не принимает во внимание идею того, что прекрасное обеспечено множеством процессов до и после наступления ПРЕКРАСНОГО. Она периоды диалектического цикла "начало" и "завершение" мыслит не как части единого процесса, а как процессы, мешающие состояться ПРЕКРАСНОМУ.
Более того, она идею прекрасного делает критерием оценки прочих процессов с точки зрения смысла их существования. Право на существование имеет только ПРЕКРАСНОЕ.
Но в природе нет деления на красивое и некрасивое, а в умозрительной идеалистической западноевропейской философии есть, что означает логический разрыв между понятиями онтологического и гносеологического, лишающий человека потенциальной возможности получить достоверное знание.
Когда логика теоретической модели мироустройства не совпадает с логикой природных законов, любая деятельность человека, методология которой выстроена на подобной теоретической модели, приведёт к кризису и создаст проблему поиска другой модели и другой концепции.
___
Ницше, говоря, что "Лишь как эстетический феномен существование и мир представляются оправданными", с моей точки зрения имел в виду, что минусы несовершенного мира и существования в нём человека могут быть оправданы только тем, что в нём даётся Богом возможность переживать периоды и состояния ЭСТЕТИЧЕСКОГО (прекрасного).
Простите, за лирическое отступление. Когда в российском сегменте информационного пространства в больших количествах появились так называемые либералы западноевропейского розлива, их логика меня сначала удивляла, потом возмущала, потом раздражала, сейчас она меня веселит. Поэтому хочется завершить шуткой: "Ницше критикует Бога за его недоработки при сотворении мира в виде кризисов, войн и Зла, но оправдывает его за создание ЭСТЕТИЧЕСКОГО!"
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель...  · 15 янв 2022  · wapp.click/79513201746
Это цитата из книги Ницше: "Рождение трагедии из духа музыки" (эстетический трактат, где Ницше выступает скорее как филолог; —философ от художников — нежели как художник от философов). > значении художественных произведений... Читать далее
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Спасибо, не студент, приходилось знакомиться и не только с этой работой. Неужели не ясно было написано об... Читать дальше
Пишу литературно-критические статьи. Отвечу на...  · 1 февр 2022
Как бред, ибо ни миру, ни существованию не перед кем оправдываться, уж не перед Ницше ли?
Кроме того, феномен может существовать только на фоне чего-то, а фона то и нет.
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 15 мар 2022
Это про "красота спасёт мир". Это про приоритет чувства, а не ума. И про задачу ума как его служение чувству прекрасного. Служение же таковое - это через волю на службе у ума, служащего красоте. И ещё это у Ницше я понимаю... Читать далее
Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на коммент...  · 31 янв 2022
Здесь нужно говорить о "мире" Ницше. И "оправданно... существование" с точки мировоззрения человека из миров Ницше. А мир Ницше является узким сегментом той части человечества, которая выросла в физическом страдании... Читать далее
Здравствуйте ! красиво Виктор Палыч , написал , духовная жизнь этих людей есть жизнь , инвалидов , истину глаголет... Читать дальше
Мой авторский сайт со стихами и прозой:   · 2 февр 2022  · formuladvijeny.ru
Если взглянуть на это утверждение под определённым углом, то соглашусь. Сразу хочу предупредить - мнение моё субъективное, не ограниченное рамками какой-либо идеологии и самое главное - категорически не претендующее на попытку... Читать далее
Как: Красота спасёт мир!
Беженец с параллельной Вселенной...  · 29 янв 2022
Здравствуйте ! оправдание нужно нашей мысли , хотелось бы чтобы какой нибудь умный философ ответил для чего оно нам. А высказывание Ф.Ницше не применимо ко всему человечеству. Он имеет ввиду что жизнь бессмысленна. Ну для... Читать далее
Социальное управление и история, социология  · 13 янв 2022
Отвечая на этот интересный вопрос, следует разграничить два феномена: феномен существования "Я" как социального бытия индивидуума и мир как феномен бытия вообще. В первом случае можно (с определенными оговорками) согласиться... Читать далее
Ницше учитывает все, вами описанные, моменты. И даже с хвостиком )
Теософия, духовные учения, религия. Это мои...  · 23 февр 2022
С этой сентенцией Ницше трудно согласится. Мир создан Разумом, для развития и совершенствования Разума и во имя будущего бытия, существования и жизни Космического Разума Вселенной. В основе сущности каждого разумного существа... Читать далее
Мне Кью предложил подтвердить или опровергнуть достоверность этого ответа. Смотрим определение понятия "достовернос... Читать дальше
Я не знаю, в чем я хорошо разбираюсь, и с трудом...  · 22 февр 2022
Бог: мир будет, потому что я могу. Случайность: мир будет, потому что так получится. Ницше: мир есть, потому что красивый. Бог - эгоист. Случайность - беспомощна. Ницше - романтик. Есть ли у мира и существования смысл... Читать далее
Почитал другие ответы и понял, что Герман несет крепчайшую чушь.