эстетический трактат, где Ницше выступает скорее как филолог
Позвольте категорически не согласиться.
Даже если говорить только об исследовании собственно греческой трагедии, к которому этот труд вовсе не сводится, то нельзя назвать его филологическим, поскольку исследование не ограничивается и не могло ограничиться только языком, речью или тем более текстом. Греческая трагедия представляла собой сценическую постановку, обязательно сопровождаемую хором, музыкой. Ницше разделяет греческую трагедию, которую считает наиболее полным воплощением человеческого гения, на две составляющие, на два вида искусства - аполлоническое (то, что происходит на сцене) и дионисийское (музыкальное, хоровое). Своё исследование Ницше так и называет в тексте "к познанию дионисическиаполлонического гения".
Я ещё сильнее подкреплю свою позицию, что это не филологический труд, если продолжу, что от греческой трагедии Ницше переходит к более современному ему жанру - опере, который по мнению Ницше, является жалким подобием греческой трагедии, поскольку в ней музыкальное сопровождение стало чисто подражательным, потеряло свою ведущую роль. Именно эту роль Ницше отводит ей в греческой трагедии, которая погибла после того, как хор упразднили, исключили. А уж если говорить об опере, то какое она вообще имеет отношение к филологии? Разве что партитура. Но партитуры Ницше не исследует, он делает упор именно на музыку как универсальном языке для выражения того, для чего у науки "языка" не хватает.
Этим последним я собственно уже выразила главную идею этой книги, для которой как трагедия, так и опера являются только иллюстрациями.
О чем эта книга:
"О границах логической природы" (выражение самого Ницше)
"Быть может существует область мудрости, из которой логик изгнан? Быть может искусство даже необходимый коррелят и дополнение науки?
Гений возможен только при единстве аполлонического и дионисийского. Как-только дионисийское было упразднено, греческая трагедия погибла. И повинен в этом никто иной как Сократ, не признающий никакого иного творчества, как научного. Ницше негодует над этой ситуацией, перенося проблему в современную ему Германию.
Однако, он всё-таки не считает ситуацию безнадёжной, видит что немецкий дух пробивается против воли авторитарной науки.
Другие цитаты:
...проблема науки не может быть познана на почве науки.
"...наука, гонимая вперёд своею мощной мечтой, спешит неудержимо к собственным границам, здесь-то и терпит крушения её скрытый в логике, оптимизм".
...противостояние искусства серьёзности существования грубое недоразумение.
"Возвышенная метафизическая мечта присуща науке и всё снова и снова приводит её к её границам, у которых она принуждена превратиться в искусство".
...под этой действительностью, в которой мы живём и существуем, лежит скрытая вторая действительность, во всём отличная, и что, следовательно, и первая есть иллюзия...
[назначение науки] делать нам понятным существование и тем его оправдывать, чему, правда, когда доводов не хватает, должен в конце концов служить и миф, который я только что признал за необходимый результат и даже за конечную цель науки".
"Дионисическая истина овладевает всей областью мифа как символикой её познаний и выражает эти последние... под покровом мифа."
"Когда доводов не хватает, должен в конце концов служить и миф, который я только что признал за необходимый результат и даже за конечную цель науки."
О мифе можно поговорить отдельно, но тогда будет слишком длинно. А коротко можно сказать так: то, о чем говорили религии, расскажет на своём универсальном языке музыка. А тут становится тепло... прямо-таки горячо для восприятия божественного. В статье, на которую Вы дали ссылку дается отдельный акцент на то, что искусство возникло из религиозных практик и через "миф" выражает истину (смотрите цитаты выше). Хотя слово "миф" я бы заменила на метафорическое, образное выражение. Но Ницше сознательно не стремится быть предельно точным и понятным.
Ницше указывает на "некоторую обманчивую определённость и в то же время некоторую загадочную глубину, даже бесконечность заднего плана. Самая ясная фигура всегда имела за собой, как комета, какой-то хвост, указующий куда-то в неопределённое, неуяснимое".
Что же делает научное мышление? Оно отсекает этот хвост как нечто лишнее, надуманное, нетрезвое, шизофреническое, бредовое и так далее.
"Мистериальное учение трагедии основное познание о единстве всего существующего, взгляд на индивидуацию как изначальную причину зла, а искусство как радостную надежду на возможность разрушения заклятия индивидуации, как предчувствие вновь восстановленного единства."
На то, что дионисийское Ницше называет трагическим, или пессимистическим, я бы не стала акцентировать внимание, поскольку этот термин может быть (и является) намеренно иносказательным как антоним оптимизму аполлонического начала и позитивной науки. Антипод в познании мира.
В идеале сущность должна быть двойственной, на деле не каждый логик является художником, но он диктует свои условия и подвергает дискриминации то, что не понимает, умаляет значимость искусства, значимость метафизического.
Наверное за позицию прощения не просят. Я имею вполне уверенную позицию на этот счет.