Мне кажется, можно рассмотреть эту проблему на примере познания добра и зла в Библии.
Живя в раю, человек принимал все явления как данность: они не были для него хорошими или приятными, они просто были. После того, как змей предложил человеку вкусить плод с дерева познания добра и зла, человек узнал отличия зла от добра, то есть - узнал, что то, что он воспринимал как данность, было благом, потому что появился критерий сравнения.
Дикое животное не знает, что такое свобода, потому что свобода - его данность. Концепция свободы понятна человеку, потому что ему понятна несвобода.
Животному не ясна идея зла: когда действия совершаются из необходимости, нет места моральной оценки. Убийство без необходимости выживания - абсолютное зло, поскольку именно зная о возможности лишения жизни, мы понимаем, что жизнь - абсолютное благо.
Когда мы задумываемся о том, необходимо ли совершать то или иное действие, мы (в отличие от животных) выбираем. Вторая важная идея: свобода выбора. Аристотель в своей Этике много писал про осознанный выбор блага человеком. Но если нет причины выбирать, нет и выбора. Причина выбирать - это как минимум знание о наличии 2 вариантов действий. Когда хищник голоден, у него нет другого выбора, кроме как убить добычу. У Каина были другие варианты, но он выбрал убийство. Это - зло. Выбрать добро, когда есть возможность выбрать зло - это истинное добро.
Добро порождает зло, чтобы познать само себя. В более общем виде: сознание порождает критерии оценки себя, чтобы познать само себя.
Отличие добра и зла - это первая попытка человеческого сознания рефлексировать. Рефлексия - это анализ прошлого опыта с целью совершенствования будущего. То есть порождение зла - это условие роста и развития для человеческого сознания, обретения им независимости и свободы воли.