Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Всяк человек есть ложь! Не в этом ли сущность человека?

cobor
  ·   · 61,3 K
Православие, христианство, история Церкви.  · 11 мая 2023
Не в этом, потому что нужно стих Свщ. Писания приводить в контексте и полноте:
Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.(Пс.115:2)
Теперь эти слова уже иначе воспринимаются. 
Далее прилагаю замечательное толкование этого стиха от Свт. Иоанна Златоуста, который очень подробно разбирает этот вопрос. 
Другой же, не столько научившийся вере, посмотри, как хромает и смущается. Сам Давид в другом псалме, но не о себе самом, а о страданиях людей колеблющихся, говорит так:
«сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои» (Пс. 72:1, 2)
 Разумея не ноги и стопы, но помыслы хромающие. Присовокуп­ляет и причину – следующую: «я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив», т.е. видя иноплеменников благоденствующими, а иудеев униженными. О каком же роде колебания говорит он? 
«И сказал я: «ужели напрасно сохранял я в праведности сердце мое, и умывал среди невинных руки мои» (Пс.72:13)? 
Говорит и о том, что побудило его сказать это: 
«вот эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство» (Пс.72:12). 
Потом, смотри, как опять обращается к себе самому: 
«если бы я сказал: буду так рассуждать…, – говорит, – посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне, пока я не вошел во святилище Божие» (Пс.72:15–17). 
Смысл слов его следующий: я утомился, я изнемог в помыслах, потому что таковы помыслы; потом рассудил, что я делаю трудное дело, потому что, ища, таким образом, я не буду в состоянии ничего узнать ясно, пока не возвращусь в отечество.
Видишь ли, какое зло – предоставлять предметы веры рас­суждению, а не вере? Если бы такой человек был тверд в вере, то он не сказал бы этого, не смутился бы, не поколе­бался бы, не подвернулись бы ноги его и не уклонились бы стопы его. Но не так было с пророком; став на камне, он не смущался и не колебался, но, видя иудеев в таком жалком состоянии, а иноплеменников в противоположном, он громким голосом и с полным убеждением возвещал о возвращении, часто и во многих псалмах, и был твердо уве­рен в этом, взирая не на силу иноплеменников и не на сла­бость иудеев, а на силу обещавшего Бога. Потому и говорит: «веровал, посему и говорил: я весьма смирился». Другой пере­водчик (Симмах) говорит: «я же огорчен был очень» (έκακωθην). «Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив». Другой (Симмах): «и сказал я в смятении: всякий человеке лжет» (άδημονων… διαψεδεται). Здесь опять открывается его светлая вера, потому что и великое несчастье не повергло его в отчаяние. Такова вера: она есть некоторый священный якорь, который со всех сторон укрепляет имеющую ее душу; она тогда особенно и обнаруживается, когда среди затруднитель­ных обстоятельств убеждает имеющего ее питать благие на­дежды, прекращая смятение помыслов. Это и выражает про­рок словами: «я очень огорчен был», – огорчен был, но не от­чаялся, не пал духом. Потом, объясняя, что он не просто был огорчен, но весьма сильно, прибавляет: «сказал в исступлении моем: всякий человек лжив».
Что значит: «в исступлении моем»? При избытке несчастья, при великости бедствий. Нас постигло, говорит, столь великое множество, что привело в исступление и смущение. «Исступле­нием» он называет здесь притупление чувств, происходящее от страданий. Так, когда говорится и об Адаме, что Бог навел на него «исступление» (Быт.2:21), то выражается состояние некоторой нечувствительности. Исступлением (έκστασις) называется то состояние, когда человек бывает вне себя. А наведено было тогда исступление на Адама для того, чтобы он не чувствовал взятия из него ребра и не страдал при этом. Таким образом, Бог, желая отклонить от него чувство боли, чтобы он не стал ненавидеть происшедшее от него, как пострадавший от этого, навел на него исступление. И в другом месте го­ворится: «пришел в исступление» (έκστασις) (Деян.10:10). Здесь также выражается некоторое изумление и нахождение вне себя. И везде слово «исступление» означает это. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страда­ний, потому что и несчастье может производить исступление и смущение. Таким образом, пророк говорит здесь об исступ­лении от великих бедствий, постигших его. Но что значит: «всякий человек лжив»? Ужели нет ни одного правдивого? Как же об Иове написано: «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1)? Что скажем мы и о пророках? Если и они лживы и сказанное ими ложно, то все погибло. Что скажем об Авра­аме? Что о всех праведниках? Видишь ли, как худо – при­нимать изречения (Писания) буквально, и не проникать в смысл их? Что же значит: «всякий человек лжив»? То, что говорит он в другом месте: «человек подобен суете» (Пс.143:4); или что говорит другой пророк в словах: «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (Ис.40:6), т.е. вещь самая маловажная, скоропреходящая, подобная тени, сновидению, или какому-нибудь призраку.
Дабы ты убедился, что я говорю это не просто, для од­ного сравнения, другой переводчик (Акила) сказал: «лживость» (διάψευσμα), третий (Симмах): «лжет» (διάψεύδεται), четвертый (Феодотион): «недостаточен» (ικλείπει). Это последнее выражение весьма отличается от первых. Ложь есть порок души; а быть недостаточным, скоропреходящим, изменяемым, подобным сновидению, цвету и тени – несовершенство природы. Здесь сказано тоже, что говорится в словах: «я прах и пепел» (Быт.18:27); и еще: «что гордится земля и пепел?» (Сир.10:9); или что сказал тот же пророк: «такое человек, что Ты помнишь его?» (Пс.8:5) Во всех этих местах выражается тлен­ность и ничтожество природы. Так мы говорим о жатве: жатва обманула, т.е. не оправдала надежды; или говорим: год обма­нул, выражая тоже самое. Так как человек есть существо тленное и ничтожное, и особенно в несчастии мы обыкновенно так любомудрствуем и рассуждаем о слабости природы, то и пророк, томимый скорбью, взирая на природу человека, достой­ную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, сказал: «всякий человек лжив», т.е. человек – ничто. И в другом месте он сказал: «подобно призраку ходит человек» (Пс.38:7).
Психиатр и психотерапевт. Мышление, тревога...  · 11 мая 2023  · gorodkov.net
Равно как стакан может быть наполовину пуст и наполовину полон, так и сущность человека может быть и ложью. и правдой, по существу одновременно, как суперпозиции состояний в квантовой механике. Измерили ,- ложь, а в другом... Читать далее
стаж более 30 лет Телесная терапия, тревога, сон, чувства, семья. Учеба. Перейти на vk.com/id5187974
3 эксперта согласны
Браво! Шикарный ответ! Кот Шрёдингера аплодирует стоя, а Соломон с восхищением глядит с небес. Четко, ярко, и из... Читать дальше
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 27 мар 2022
Всяк недочеловек есть ложь. Человек же никогда не состоит из лжи, ибо это противоречит его человечности. Сущность же человека не может быть частью материального мира, ибо ложь его прерогатива.
1 эксперт согласен
Согласен
Разработчик встроенных систем, немного радиолюбите...  · 25 мар 2022  · vladimir-coslow.narod.ru/index.html
Эх, как вас гуманитариев колбасит. ) То вам смысл жизни подавай, то, вот, сущность человека понадобилась. )) Может, согласитесь начать с малого? Например, со смысла спички или гвоздя? Или с сущности болта с гайкой? Если... Читать далее
Чтобы ни дня в жизни не работать, на практике совмещаю работу с хобби.Перейти на vladimir-coslow.narod.ru/index.html
1 эксперт согласен
Akilya Galimova
подтверждает
25 мар 2022
Согласна! Для меня сущность человека совсем не в этом. Хотя действительно бывают "Человеки-ложь", причем в квадрате!
Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на коммент...  · 7 февр 2022
Ну это выражение скорее - софистика. Вторая его часть, которая вывод, приговор. Всяк человек есть ложь - это или крик отчаяния, когда все вокруг так плохо, что не видно ни света в конце тоннеля ни веры в себя и в свою... Читать далее
Что за наивное понимание, что если человек что-нибудь говорит, то про себя! Традиционное мышление! М.Горький... Читать дальше
Простой программист и православный христианин.  · 18 апр 2023
сущность человека не во лжи, а в правде: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.(Еккл. 7:29) Ложь - это повреждение человека, его запятнанность: Кто родится чистым от нечистого? Ни один(Иов. 14:... Читать далее
Я - простой инженер, выпускник МАИ. Интересуюсь...  · 10 февр 2022
Утверждение - из Библии (обоих Заветов). Но всё переврано! Т.е., сам вопрос - иллюстрация самого себя. В русском тексте нет буквы "Ь"! Не "всяк человек - ложь", а "всяк человек лож" - т.е. лжив. Разница - принципиальная: по перв... Читать далее
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 15 мар 2022
Ложь - такова сущность человековой порочности. Ко лжи человек вынужден прибегать, ибо захотел быть кому-то богом. А так как не дано ему такое, то приходится врать - косить под бога. Лишь бы возвышаться. Хотя бы над кем-то... Читать далее
Очень интересует православие, библейские вопросы,...  · 6 февр 2022
Это библейская констатация факта, но не являющаяся существом человека.Есть такое выражение - "ну ты попал!?",это относится ко всему человечеству. Попадание не есть сущностное состояние,скорее изменённое.Сместилась система ценно... Читать далее
1 эксперт не согласен
Я не согласен. Ложь не имеет четкого негативного характера. Не всякий человек есть ложь.
Христианин, немножко разбирающийся в человеческих...  · 11 янв 2022
Это утверждение происходит из библейского псалма: > 2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. > (Псалом 115) Автор псалма — человек и знает, что рассуждает в опрометчивости (в другом переводе — в поспешности). Мы... Читать далее
2 эксперта согласны
Ответ то достоверный, но опять же чужими словами. Считаю, что не всякий человек лжив и сущность не в том. К тому... Читать дальше