"... Как только жизнь устает, как только на искусственной почве больших городов, которые теперь есть духовные миры для себя, возникает потребность в теории, чтобы целесообразно организовывать жизнь, как только жизнь становится объектом созерцания, мораль превращается в проблему. Мораль культуры - это мораль, которой обладают, цивилизированная мораль - это мораль, которую ищут. Первая слишком глубока, чтобы ее исчерпать на пути логики, вторая - сама является функцией логики. Еще у Канта и у Платона этика есть только диалектика, игра понятиями, округление метафизической системы. Собственно, в ней не имелось потребности. Категорический императив есть только абстрактная формулировка того, что не составляло для Канта никакого вопроса. Но не так обстоит дело по отношению к Зенону и Шопенгауэру. С этих пор становится необходимым найти, придумать, вынудить то, что уже инстинктивно не было обеспечено. Отсюда начинается цивилизованная этика, которая не есть отражение жизни на познание, а отражение познания на жизнь." О.Шпенглер. "Закат Европы".
Таким образом, Кант есть точка окончательной смерти европейской культуры, как живого организма, после чего уже окончательно преобладает цивилизация, как конструкция. Кант, по инерции формулирует библейские заповеди, уже не ощущая их божественность, в качестве философских аксиом. Следующие за ним европейские философы лишаются даже и ощущения императивности этих основ, превращая их в "теоремы", требующие доказательств.