Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как соотносится высказывание Вольтера по поводу католической церкви «Раздавите гадину!» и его неприятие атеизма?

ИсторияФилософия+3
Артур
  ·   · 6,2 K
Крайний Север. Этнография и история. Фантастика.   · 19 дек 2022
Формально Вольтера можно отнести к деистам, так как он писал, что верит в Бога, но при этом Бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную "машину природы" и давший ей законы и движение. Доказательство бытия Бога Вольтер перенял у английского богослова и философа Уильяма Пейли, он говорил: «Я всегда буду придерживаться того мнения, что часы доказывают существования часовщика, а мироздание доказывает существование Бога". При этом он отрицал, что Бог всемогущ. Вольтер считал, что Бог - "единственный, кто могущественен, ибо это он все создал, но не в сверх мере могущественен", так как "каждое существо ограничено своей природой" и "существуют вещи, коим верховный интеллект не в силах воспрепятствовать, например, воспрепятствовать тому, чтобы прошлое не существовало, чтобы настоящее не было подвержено постоянной текучести, чтобы будущее не вытекало из настоящего. " Верховное бытие "всё сделало в силу необходимости, ибо, если бы его творения не были бы необходимы, они были бы бесполезны. " Но эта необходимость не лишает его воли и свободы, потому что свобода - это возможность действовать, а Бог - очень могущественен и поэтому самый свободный. Таким образом, по Вольтеру - Бог не всемогущий, а просто самый могущественный; не абсолютно, а самый свободный. Такая интерпретация Бога отрицает в Боге то, что он (Бог) - всемогущ, а значит отрицает божественное в Боге. Это противоречие Вольтер так и не преодолел. Такова вольтеровская концепция Бога, и если судить по ней о взглядах философа, то его можно отнести к деистам. Но деизм Вольтера есть по сути своей замаскированный атеизм и материализм, так как  Бог Вольтеру нужен только для того,  иметь отправную точку для размышлений о мире и человеке. Отношение же к церкви и религии Вольтер рассматривал как бы отдельно от идеи Бога.  Религия  для Вольтера - смесь фанатизма с мракобесием. религиозный фанатизм же Вольтер считал злом большим, чем атеизм: "Фанатизм тысяче крат гибельнее, ибо атеизм вообще не внушает кровавых страстей, фанатизм же их провоцирует; атеизм противостоит преступлениям, но фанатизм их вызывает. " Атеизм, - считает Вольтер, - это порок некоторых умных людей, суеверие и фанатизм - порок глупцов. Вообще, атеисты - большей частью смелые и заблуждающиеся учёные". То есть Вольтер явно симпатизирует атеистам и убеждён, что общество, состоящее из атеистов возможно, так как общество формирует законы. Атеисты, будучи притом и философами, могут вести очень мудрую и счастливую жизнь под сенью законов, во всяком случае, они жили бы в обществе с большей лёгкостью, чем религиозные фанатики. Вольтер всё время сравнивает атеизм и религию, и предлагает читателю избрать меньшее зло, в то время как сам он чётко свой выбор не обозначает. Ну, а отношение Вольтера к церкви, как к организации, можно понять из следующего высказывания философа:  "Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм священников". 
Историк, приоритеты - история Франции, Англии и...  · 30 нояб 2021
Вера и церковь, как и вера и религия, не тождественны. В особенности это касается соотношения таких категорий, как вера и церковь. Католическая церковь была не только крупнейшим феодалом в Западной Европе, но и широко известна... Читать далее
1 эксперт согласен
Инна Маркова
подтверждает
1 дек 2021
Да. и сейчас тоже очень много людей, которые верят в Бога, но к церкви относятся весьма критически.
Юрист, описываю свои занятия- например хочу...  · 13 нояб 2021
Странно что два супер-знатока Котов и Завьялов даже не упомянули основной вариант. Ругань Вольтера на католическую церковь, как и критика православной церкви Львом Толстым или критика всего католичества со стороны... Читать далее
2 эксперта не согласны
Все атеисты. Все материально. Человек ,это совесть и свобода воли ,ограниченная совестью. Иначе это своеволие. Бог... Читать дальше
интересно: наука, религия, искусство, философия...  · 28 нояб 2021
Терешковой Валентине, странное у вас сложилось мнение, как у новоначального воцерковленного. Обычная история. Новоначальный погружается в жизнь церкви и ему нравятся люди и те таинства, что происходят в церкви. Но затем... Читать далее
интересно: наука, религия, искусство, философия...  · 28 нояб 2021
После ухода Христа и создания им апостольской церкви, на ее базе, появилась православная церковь, которая 1500 лет была в неком единстве, пока противоречия не разъединили ее членов на церкви: православную, католическую и протест... Читать далее
матвеев владимир михайлович,человек. Все люди ,да...  · 15 нояб 2021
Христианство ,это эгрегор,уводящий от Бога и Богодержавия .Все атеисты. Все материально. Человек ,это совесть и свобода воли ,ограниченная совестью. Иначе это своеволие. Бог надмирная реальность,разговаривающая с нами языком... Читать далее
2 эксперта не согласны
субъективное мнение, использующее туманные слова типа "эгрегор".
Природа, спорт, чтение, животные. Ценю юмор и...  · 16 нояб 2021
В основе любой канонической церкви лежит религиозная догма - свод церковных правил, которые не могут и не должны быть нарушены до второго пришествия Христа. Одним из таких постулатов канонической церкви является тот, что... Читать далее
1 эксперт согласен
Комментарий был удалён за нарушение правил