Николай Кузанский пытался снять противоречия между "возрождающейся" античностью - схоластикой и мистикой. Поэтому выдвинул мысль о пантеистическом тождестве земного и небесного миров - всё есть Бог (по принципу "всё во всём" Анаксагора). А так как везде присутствует божественное начало, то это позволяет во всех вещах преодолевать пропасть между прошлым и будущим, конечным и бесконечным, мирами видимым и невидимым посредством слияния человека с Богом (Абсолютом). НО в Абсолюте исчезает всякая противоположность и большое и малое в нём тождественны (Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде), ergo всё существующее, находится между минимумом и максимумом, являясь частицами бесконечности. А это в свою очередь позволяет сделать вывод о тождестве Творца и творения (всё есть Бог). Такая Истина интуитивна, но неуловима и непостижима в своей чистоте, ПОЭТОМУ, чем больше наша учёность в "незнании истины", тем ближе мы к ней подходим, НО, чем ближе мы подходим к истине, тем более возрастает наше "учёное незнание". Нельзя познать мир на фоне непознаваемости Бога, можно только понять границу своего незнания (Сократ: я знаю лишь то, что я ничего не знаю)