Самосознание — это конечно же средство — способ-инструмент. А цель — благо индивида. И "само" — это про самоорганизацию, самоисполнение некого процесса, а именно — обеспечение блага индивида им же самим. Сам себе и объект, и субъект.
А надо ли осознавать самого себя, чтоб обеспечить себя благо? Нельзя ли, то есть, достичь своего блага спонтанно, на автомате?
Если благом индивид себя наделяет без самоосознавания, то самосознание, увы (для кого?) не нужно. А вот когда не может — тогда другое дело.
Когда индивид не во благе есть, он — в той или иной степени — в страдании. И что он станет делать в ситуации своего благо-дефицита: продолжать ли страдать — терпеть, ждать ли, надеяться ли станет, судорожно-спонтанно ли будет искать выход-способ обеспечить себе нужное, к кому-то сунется ли за помощью? Но всё такое может происходить и без самоосознания.
Самоосознаёт ли себе зверь, ровно так же себе помогающий в случае нужды? По определению нет, не самоознаёт. Самознание появляется как способ более эффективного, чем спонтанно-животный, решения индивидом своих проблем. Если не сказать — гарантированного их решения.
При чём жке тут другие люди: Пётр — для Павла, Павел — для Петра?
А как решаются проблемы в мире людей? Они превращаются в задачи. И задачи нас учат решать, когда нам росту — метр от пола: 1) Дано, 2) Найти, 3) Решение.
"Дано" и "Найти" — это и зверю известно. Он хорошо знает свои "Найти" — чего не достаёт ему, то и найти: "Дано" — это про ресурсы. Часто зверь куда лучше, чем человек, умеет найти в данной ему окружающей среде то, что ищет.
А вот "Решение" — тут человек зверя потенциально опережает. Зверю ведомо только те способы, которые в инстинктах да рефлексах, человек может обратиться к информационной базе всего человечества. Здесь-то ему и понадобится способность различать свой случай и чужие ситуации, умение понимать, в чём общее и в чём отличие. Чтобы понять чужое, надо понимать своё. Мы понимаем информацию извне, когда сопоставляем её с собой. В той части опыта и ситуации Павла, в которой она совпадает и с моими, Петра, опытом и ситуацией, я, Пётр, равен Павлу, а потому могу использовать и решение, которое Павел употребил, чтоб у него получилось. Если я не ошибся, обнаруживая наше общее, то получится и у меня.
Способность идентифицировать собственное бытиё — это способность к самосознанию. Но самоидентификация таковая происходит на основе базы данных всего человечества. В доступном индивиду объёме, но всё расширяющемся в меру обнаружения там решения.
Петру не нужен Павел, если Пётр найдёт решение внутри своего собственного опыта и своих инстинктов. Лишь когда этого арсенала не достаточно, включается процесс постижения чужого и самосознание — это пропуск в мир людей.