Понятие "основной вопрос философии" двусмысленно: идет ли речь об основном вопросе для развития философии, из которого вытекают все остальные вопросы в ходе решения философских задач, либо же об основном вопросе, который ставит философия перед нами, как позволяющем в том числе отличить философское мышление от нефилософского. Поэтому говорить об "основном вопросе философии" вообще можно было только в таких системах, где в конце концов философская проблематизация сливалась с бытовой, философский и бытовой горизонт мышления совпадали, как в школьной метафизике, где основной вопрос "Почему что-то есть, хотя могло бы ничего не быть", или диамате, где основным вопросом был вопрос об отношении материи и сознания. Впрочем, и диамат мог быть продуктивным в отдельных случаях, например, когда Ильенков вел диалог с кибернетикой, и школьная метафизика была переосмыслена радикально Хайдеггером как "фундаментальная онтология", из которой вышли во многом и экзистенциализм, и постструктурализм.
Лучше поэтому уточнять, идет ли речь у нас о начальном вопросе, вводящем нас в философию, или вопросе, который позволяет задавать другие вопросы, или вопросе, решение которого оказывается ключевым для признания данной системы рассуждений философией. Это различение всегда методологически продуктивно для любых занятий философией в наши дни, независимо от школы или направления.