Вопреки наиболее распространенному полагаю иной ответ на данный вопрос – преодоление филодоксизации философии и её спасение как науки о науке или наукоучения Фихте, обеспечивающей теоретизацию наук и превращение их в идеологию прогресса общества. Следуя Шеллингу, исхожу из того, что судьба общества зависит от вопроса «быть или не быть философии» (т. 1, с. 383) с тем, чтобы создать аналогично математике (Фихте, т. 1, с. 565) единую, универсальную для всех народов философию (Шеллинг с. 559), которая преодолеет «немыслящее мышление» (Шеллинг, с 517) и станет когнитивным, креативным потенциалом теоретизации наук с целью спасения общества.
Основанием данному ответу являются господствующие трактовки философии, вытекающие из них содержания философских книг (скажем «Философия как история философии») и убежденность в том, что без истинного понимания философии не спасти современного общества. Основанием суждения служат, прежде всего, две мысли И Канта: понимание философии – самая трудная ее проблема и критика им филодоксии, а также много иных ее аспектов и суждений, высказанных исследователями. Прежде всего, следует учесть констатированный многими авторами постмодернистский отказ современных философов от преемственности с классической философией как наукой о науке, изучающей когнитивный потенциал науки. Иными аргументами можно считать отрицание научной природы философии, ее противопоставление научному познанию, отрицание у неё предмета познания или, как пишут, её детериториальность и т. п. Как давно повелось у каждого современного философия она своя… Все это проявляет подмену философии филодоксией и убийство ее эвристического потенциала или ее идейное обезвреживание, констатированное давно философами. Филодоксизация философии в последний век превратила её в антинаучную постфилософию как основание идеологизированной постнауки господствующих за Земле социальных сил. Если не преодолеть филодоксизации философии, то общество не переживет третьего тысячелетия.
Все множество ненаучных трактовок философии сводится к трем их типам – как преднауки, наднауки и постнауки. В таком случае философов уподобляют «философу-самоучке» арабского мифа (Шеллинг, т. 2, см с 454). Одни признают ее предшественницей науки, другие – обобщением научных идей, третьи – более креативным, эвристичным и даже божественным потенциалом по сравнению с наукой. Все это базируется на непонимании науки как социального феномена. Наукой признают кабинетную исследовательскую деятельность, возникшую несколько веков назад. Не только такие исследователи развивали и развивают науку, а творчество всего народа с самого начала общества. Но не их деятельность - субстанция науки, которой следует считать множество априорных знаний, обучаемым предками потомков. Такую природу науки отмечал уже Аристотель. И только такое ее понимание позволяет осознать формы науки, их тренд, и главную ее проблему последних 25 веков – ее теоретизацию с помощью диалектико-логического мышления, созданного основоположниками философии. Все это – объект познания философии как науки о науке. Для её понимания следует осмыслить процесс ее становления с помощью кумулятивного ряда:
слова → мудрость → знания → наука → философия
В древнем Египте знали о существовании души людей и ее актуальности для их жизни, ее проявлении в словах. Аргументом этому факту может быть их истина «слово сильнее оружия». Затем осознали различие людей по уровню развития души на просто людей и умных, мудрых. При этом осознали субстанцию мудрости - знания, наука. Тогда же возникла мания мудрости и утвердилась прерогатива богатых на неё. Их ученики - древние греки, перенявшие их доктрину и продвинувшие её далее. Осознание ими относительности науки как субстанции мудрости проявилось в их убеждении о невозможности стать мудрецами и в их претензии всего лишь на стремление стать ими. Воспринимая мудрость как науку, они инициировали создание более развитой формы науки, назвав ее теорией, и когнитивных методов теоретизации науки – диалектико-логического мышления. Философия – не просто мудрость, а когнитивный ключ к её высшей форме – теоретической науке. Их последователи развили их подход и началось «обмирщение» философии по Марксу и её подмена филодоксией, которая сегодня господствует в обществе. Причиной этому стала дурная слава философии по Платону, служащая субъектам самоутверждению мыслизмами, и понимание господствующими в обществе силами ее актуальности для социализации общества.
Только ренессанс классической философии как науки о науке обеспечит понимание науки как социального явления на основе кумулятивного ряда: ОТРАЖЕНИЕ → ИНФОРМАЦИЯ → ИДЕИ → ИДЕАЛЬНОЕ → ЗНАНИЯ → НАУКА → ПОСТНАУКА, тренда ее форм ОПЫТ → ДОКТРИНЫ → ТЕОРИИ и тем самым акцентирует главную её проблему 25 веков - теоретизацию наук, противостоящих реакционным идеологиям.
Философия должна завоевать «всеобщее призвание» тем, что «выступит как наука о мышлении и разуме» (Шеллинг т 2 с 496) или станет «основой всех других наук» (Фихте, т 1 с 565) и тем самым «предотвратит влияние субъективности философов» (Шеллинг, с 490), обеспечит теоретизацию всех наук и превращение их в идеологию общественного прогресса. Если спасем истинную философию, то она спасет общество третьего тысячелетия!
Потерпела крах советская практика обучения всех философии. Причиной стали не только скудоумие партократии, но и иные обстоятельства того времени. Осознание этого требует подготовки новой философии, которая позволит поднять на порядок научную образованность народа. Успешность усвоения наук и повышения образованности народа зависит от качественного развития наук их теоретизацией с помощью философии. Философия должна объяснить народу когнитивный потенциал науки как главного фактора его выживания и надежд на лучшую жизнь. Основанием такой убежденности могут быть соображения Фихте (т.1. с 565-566) и многое другое…