Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каков основной вопрос философии?

Почему он основной? Может ли он измениться?
ОбразованиеФилософия+1
Анонимный вопрос
  ·   · 26,8 K
Кандидат философских наук, директор Центра...  · 21 янв 2023  · izm.io
Основной вопрос философии состоит в том, в чём же состоит основной вопрос философии. Это придумал не я, а не кто иной, как Хайдеггер. Я-то считаю, что основной вопрос философии состоит в открытии всё новых конечных целей, всё новых высших ценностей, всё новых фундаментальных критериев оценки.
Абсолютное же большинство любителей, так же как и немалая часть людей с профильным образованием, по-прежнему, часто нерефлексивно, следуют школьному марксизму-ленинизму, будучи свято уверены, что “великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”, или, как пишут в квазимарленовских учебниках, это вопрос о том, что первично — идеи или материя.
Вообще вопрос о первоначале [архэ], модификацией которого является вопрос о соотношении духа и материи — это вопрос метафизики. А не все философы заинтересованы в таком подходе, некоторые пытаются забыть метафизику как таковую и заняться чем-нибудь другим.
Камю, например, считал, что важнее выяснить, стоит ли жить — а может, лучше покончить с собой.
Платон считал, что “те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью".
В Средние века философы, жившие западнее Инда, полагали, что философия подчинена задаче богопознания и является служанкой теологии либо Писания. Фома Аквинский, например, писал, что философия познаёт Бога в аспекте божественности.
В позднейшие времена этот вопрос также никуда не делся, хотя и получил некоторые опосредованные формы. Например, Вл.Соловьёв считал, что задача философии — "оправдание веры отцов на новой ступени разумного сознания".
Кант считал, что главный вопрос философии — "что есть человек?", который включает в себя вопросы "что я могу знать?", "на что я смею надеяться?" и "что я должен делать?".
Позитивисты разных волн сходятся на том, что философия должна служить методологией "конкретных наук".
Получается, Хайдеггер, для которого история философии есть история самого бытия в его самораскрытии, был прав.
Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.io
2 эксперта согласныи1 эксперт не согласен
Для кандидата философских наук, в высшей степени несерьёзно (для всех остальных тоже не серьёзно, но в низшей... Читать дальше
@Аркадий Туман-Никифоров, потому что Энгельс рассаматривал мир в рамкам идеалистического монизма, поэтому его философия не полна и потеряла цельность и преемственность с Философией великих мыслителей. 
Ответ: основной вопрос философии - это логика мышления и соблюдение закона непротиворечия. 
@Севашко Анатолий, Проблема не в синонимах, а в отношении к "рацио". Если разум принадлежит клетке мозга, то образ который воспроизводит мозг является абстракцией. Потому что человек воспринимает объект окружающей среды, и в его голове формируется мысленный образ этого объекта, который он видит в нашем пространстве. Если разум это свойство субстанционального носителя идеального пространства, то больше вероятности, что исследователь правильно мыслит. Поэтому философия использует умозрительный образ познания, так как познает трансцендентный мир идеального пространства. Основной метод философии - это интуитивно-созерцательный, а не практический, который никакого отношения к логике НЕ ИМЕЕЕТ, так как вы сами, в своём комментарии применяете проткольный язык описания опыта, а не логику мышления. 
И Ю.Тихонравов, и Е.Кодзюба (см. ниже), и другие авторы с подобными мыслями правы, можно сказать, по факту, но не по существу. Действительно, кто только каких основных вопросов философии не выдумывал; и ОВФ по Ф. Энгельсу действительно волнует не всех философов. Все скептики и позитивисты сводят философию к методологии, и не признают мировоззренческой проблематики, как якобы ненаучной и т.п. А ОВФ – как раз основной в мировоззрении. И.Кант и другие формулируют, наоборот, основной вопрос всякого мировоззрения – отношение человека и мира, но не выделяют специфику человека, и в этом просто не дотягивают до философии, как всё-таки анализирующей дисциплины. Почти все другие упоминавшиеся формулировки ОВФ, по сути, частные или предварительные варианты ОВФ по Энгельсу. В том и сила его, что он все их обобщил. А слабость марксизма – что в сфере методологии он не поднялся до такого обобщения. Я считаю подходящим тут обобщением (в качестве рабочей гипотезы) проблему существования абсолюта; её древняя приближённая формулировка – проблема единого и многого. Из её решений получаем метафизику, релятивизм и диалектику в гегелевском смысле этих понятий; вместе с ОВФ этим покрывается всё основное научное (!) содержание философии. А вот удовлетворить всем эмоциям в этой области ничто не может, тем паче что людям эмоциональным претят всякие там рациональные обобщения. В частности, мистер Хайд… э, простите, Мартин Хайдеггер, – только о том и заботился, чтобы сбить философию с рационального толка, в полном соответствии с германской идеологией 30-х–40-х гг. XX века.
@Влад Николаев, Хайдеггер не мистер, а херр. 😊
А Энгельс - это тот человек, который Марксу и его семье денег на прожитье давал, когда тот выполнял заказ на прописание истин капитализма?
@Максим Завьялов, не надоело бред писать?
"Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Посредственный???
Говоря дркугими словами, вы говорите о границах познания .
@Евгений Антонюк, скорее о их безграничности
Давайте попроще, любой человек это инструмент познания и применения условий своего существования для полезного выживания в соответствующей среде ..))) Я бы ещё три примера привёл) Не важно, в какой сказке ты живёшь..
Автор удалил комментарий
@Севашко Анатолий, всё верно, самое главное от древних смертельный грех-гордыни! Человек высшее создание природы! Как догмат: слушайся меня, я самый вумный..;)Где вы увидели случайный выбор догматов? Всё очень даже логично и преследует свои цели. Как перевести мышление на математику, вот самый главный вопрос!) Эмоции, гармония,блаженство…)
Автор удалил комментарий
@Севашко Анатолий, простите, но не всё можно просто и ясно изложить в коротком сообщении. Если хотите разобраться, хотя бы философские энциклопедии полистать не ленитесь. А вообще-то, тут бы надо учиться. И дольше, чем, напр., для управления танком, или даже - самолётом.
Преподаватель-исследователь, специалист по информа...  · 29 янв 2023  · lookaround.blog
Основным вопросом философии считается вопрос о природе реальности, а именно "Что первично: материя или сознание?", если рассматривать формулировку в концепции марксисткой философии . Он основной, потому что другие вопросы... Читать далее
"Лень - двигатель прогресса технического и регресса человеческого". КЕВПерейти на vk.com/e.kandzyuba
1 эксперт согласен
Очень толковый и обстоятельный ответ.
ученый-пенсионер  · 27 янв 2023
Какой вопрос назвать основным, это отчасти условность, но на то должна быть веская причина. С подачи Ф. Энгельса, в философии основным называют вопрос от отношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи. Причина:... Читать далее
1 эксперт согласен
историк идей, теоретик литературы  · 20 апр 2023
Понятие "основной вопрос философии" двусмысленно: идет ли речь об основном вопросе для развития философии, из которого вытекают все остальные вопросы в ходе решения философских задач, либо же об основном вопросе, который ставит... Читать далее
Может хватит мучаться разгадками  в  этом  не умном вопросе?  Что вам даст ответ?   Вы сможете продвинуться в... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 14 апр 2023
Например, такой: когда уже философы начнут менять этот мир по уму. Они же умные, философы-то, нет? И уважать себе за результаты такового меняния, а не за величину зарплат и гонораров, которые они получают за слова, слова... Читать далее
Анонимный комментарий
14 апр 2023
С юмором! Справедливо. Но! когда уже философы начнут менять этот мир по уму. Первое. Меняют мир не философы, а... Читать дальше
Преподаватель истории, философии и психологии. Тем...  · 29 янв 2023
Основной вопрос философии, вопрос об отношении духа к природе. что первично - дух (сознание, мышление) или природа? Иногда ещё выделяют вторую сторону этого же вопроса, гносеологическую - познаваем ли мир, и если познаваем, то... Читать далее
Смешной   Войтов… исследовал науку, а что такое  Время и Вселенная  не знает точно,  жаль если умрёт не узнав!... Читать дальше
пенсионер, 87 лет, политэконом и исследователь...  · 28 янв 2023
Вопреки наиболее распространенному полагаю иной ответ на данный вопрос – преодоление филодоксизации философии и её спасение как науки о науке или наукоучения Фихте, обеспечивающей теоретизацию наук и превращение их в идеологию... Читать далее
"Соображение являются основанием для лучшей жизни" это сомнительно… а это сильно и актуально! "Если спасем... Читать дальше
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 22 янв 2023
Основной вопрос философии в существовании философии. Но …
… даже палка воткнутая в землю имеет множество корней, что же говорить о философии.
Анонимный комментарий
22 янв 2023
Где вы такие палки находите? 
Не пишу, когда могу.  · 29 янв 2023
Знаете, вся эта масса промежуточных, внутрикухонных философских вопросов о первопричинах, о субъектности, о материи и духе, о кумулятивности знания или «о Вселенной и Вообще» цивилизационно особой ценности не имеют. Ведь... Читать далее
1 эксперт не согласен
Остается только повторить ответ уже прозвучавший в комментариях. Без ответа на вопрос о первичности материи или... Читать дальше
Сусанна Казарян, США, Физик  · 23 июн 2023
Основной вопрос философии — стоит ли заниматься философией?
1 эксперт согласен
Игорь Лев
подтверждает
23 июн 2023
другими словами, как философия делаем меня счастливым