Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каков основной вопрос философии?

Почему он основной? Может ли он измениться?
ОбразованиеФилософия+1
Анонимный вопрос
  ·   · 26,8 K
пенсионер, 87 лет, политэконом и исследователь...  · 28 янв 2023
Вопреки наиболее распространенному полагаю иной ответ на данный вопрос – преодоление филодоксизации философии и её спасение как науки о науке или наукоучения Фихте, обеспечивающей теоретизацию наук и превращение их в идеологию прогресса общества. Следуя Шеллингу, исхожу из того, что судьба общества зависит от вопроса «быть или не быть философии» (т. 1, с. 383) с тем, чтобы создать аналогично математике (Фихте, т. 1, с. 565) единую, универсальную для всех народов философию (Шеллинг с. 559), которая преодолеет «немыслящее мышление» (Шеллинг, с 517) и станет когнитивным, креативным потенциалом теоретизации наук с целью спасения общества.
Основанием данному ответу являются господствующие трактовки философии, вытекающие из них содержания философских книг (скажем «Философия как история философии») и убежденность в том, что без истинного понимания философии не спасти современного общества.  Основанием суждения служат, прежде всего, две мысли И Канта: понимание философии – самая трудная ее проблема и критика им филодоксии, а также много иных ее аспектов и суждений, высказанных исследователями. Прежде всего, следует учесть констатированный многими авторами постмодернистский отказ современных философов от преемственности с классической философией как наукой о науке, изучающей когнитивный потенциал науки.  Иными аргументами можно считать отрицание научной природы философии, ее противопоставление научному познанию, отрицание у неё предмета познания или, как пишут, её детериториальность и т. п. Как давно повелось у каждого современного философия она своя… Все это проявляет подмену философии филодоксией и убийство ее эвристического потенциала или ее идейное обезвреживание, констатированное давно философами. Филодоксизация философии в последний век превратила её в антинаучную постфилософию как основание идеологизированной постнауки господствующих за Земле социальных сил. Если не преодолеть филодоксизации философии, то общество не переживет третьего тысячелетия.
Все множество ненаучных трактовок философии сводится к трем их типам – как преднауки, наднауки и постнауки. В таком случае философов уподобляют «философу-самоучке» арабского мифа (Шеллинг, т. 2, см с 454). Одни признают ее предшественницей науки, другие – обобщением научных идей, третьи – более креативным, эвристичным  и даже божественным потенциалом по сравнению с наукой. Все это базируется на непонимании науки как социального феномена. Наукой признают кабинетную исследовательскую деятельность, возникшую несколько веков назад. Не только такие исследователи развивали и развивают науку, а творчество всего народа с самого начала общества. Но не их деятельность - субстанция науки, которой следует считать множество априорных знаний, обучаемым предками потомков. Такую природу науки отмечал уже Аристотель. И только такое ее понимание позволяет осознать формы науки, их тренд, и главную ее проблему последних 25 веков – ее теоретизацию с помощью диалектико-логического мышления, созданного основоположниками философии.  Все это – объект познания философии как науки о науке. Для её понимания следует осмыслить процесс ее становления с помощью кумулятивного ряда:
слова → мудрость → знания → наука → философия
В древнем Египте знали о существовании души людей и ее актуальности для их жизни, ее проявлении в словах. Аргументом этому факту может быть их истина «слово сильнее оружия». Затем осознали различие людей по уровню развития души   на просто людей и умных, мудрых. При этом осознали субстанцию мудрости - знания, наука. Тогда же возникла мания мудрости и утвердилась прерогатива богатых на неё. Их ученики - древние греки, перенявшие их доктрину и продвинувшие её далее. Осознание ими относительности науки как субстанции мудрости проявилось в их убеждении о невозможности стать мудрецами и в их претензии всего лишь на стремление стать ими. Воспринимая мудрость как науку, они инициировали создание более развитой формы науки, назвав ее теорией, и когнитивных методов теоретизации науки – диалектико-логического мышления. Философия – не просто мудрость, а когнитивный ключ к её высшей форме – теоретической науке. Их последователи развили их подход и началось «обмирщение» философии по Марксу и её подмена филодоксией, которая сегодня господствует в обществе. Причиной этому стала дурная слава философии по Платону, служащая субъектам самоутверждению  мыслизмами, и  понимание  господствующими в обществе силами ее актуальности для социализации общества.
Только ренессанс классической философии как науки о науке обеспечит понимание науки как социального явления на основе кумулятивного ряда: ОТРАЖЕНИЕ → ИНФОРМАЦИЯ → ИДЕИ → ИДЕАЛЬНОЕ → ЗНАНИЯ → НАУКА → ПОСТНАУКА, тренда ее форм ОПЫТ → ДОКТРИНЫ → ТЕОРИИ и тем самым акцентирует главную её проблему 25 веков -  теоретизацию наук, противостоящих реакционным идеологиям.
Философия должна завоевать «всеобщее призвание» тем, что «выступит как наука о мышлении и разуме» (Шеллинг т 2 с 496) или станет «основой всех других наук» (Фихте, т 1 с 565) и тем самым «предотвратит влияние субъективности философов» (Шеллинг, с 490), обеспечит теоретизацию всех наук и превращение их в идеологию общественного прогресса.  Если спасем истинную философию, то она спасет общество третьего тысячелетия!
Потерпела крах советская практика обучения всех философии. Причиной стали не только скудоумие партократии, но и иные обстоятельства того времени. Осознание этого требует подготовки новой философии, которая позволит поднять на порядок научную образованность народа. Успешность усвоения наук и повышения образованности народа зависит от качественного развития наук их теоретизацией с помощью философии.  Философия должна объяснить народу когнитивный потенциал науки как главного фактора его выживания и надежд на лучшую жизнь. Основанием такой убежденности могут быть соображения Фихте (т.1. с 565-566) и многое другое…
"Соображение являются основанием для лучшей жизни" это сомнительно… а это сильно и актуально! "Если спасем... Читать дальше
@Александр Гордиенко,  Спасибо за понимание трудности сверхкраткого изложения проблемы. Сумбурно? Да. И в моих  книгах тоже имеются сумбурности. Преодолеваю одни, появляются другие.  Скажем, содержательнее в моих брошюрах "Слово сильнее оружия", "Манифест научной идеологии" и др.  А сейчас  осмысливаю  посмертную книгу АА Ивина  "Диалектика. От зарождения до триумфа и краха"….
Похоже я один ничего из этого не понял.
@Лев Ивлев,  Я очень многое не понимаю и не страдаю от этого. Но 60 лет работы политэкономом заставили меня усвоить философию, на основе которой она разработана. Тяжело это было потому, что её подменили филодоксией. С помощью  произведений ее основоположников нашел все мне нужное и на этой основе разработал свою версию политэкономии «Хозяйство, экономика, рынок. Политэкономия 21 века». Заодно    осознал  субстанции классической философии  -  её понимание как науки о науке и органоне ее теоретизации, все это изложено в десятках моих трудов. А кредо в брошюре «Слово сильнее оружия» (имеется в интернете и в ней список моих  книг), а лучше начните с  моих уроков логического мышления на Ютубе с 2020 года или с моих статей на сайте РУСО (найдите их там с помощью его поисковика). Всех вам благ
Много слышал тезисов о том что научное знание\отрасль\концепция стремится к объяснению действительности, первый раз слышу что стремится к самосохранению…  очень занимательные мысли. Теоретизация один из элементов актуального объяснения области познания, а не элемент структурирования знания, на мой взгляд. И как быть со сменой научных парадигм, кои непременно будут менять теории?
@Александр Сергеевич М, Ваша ремарка сверхактуальна и соответственно проблематична, парадоксальна. Её лучше бы оставить для того, чтобы не будоражить жизнь. Я много думал об этом аспекте науки и не только с помощью книги Куна.  Мое мнение: наука – априорные знания, которым предки учат потомков. Такая идея встречается у Аристотеля и высказана одним известным философом, царство ему небесное.  Далее надо конкретизировать ее трактовку  - определить формы и их тренд: опыт-доктрины (учения) – теории. Опытные (эмпирические) знания усваивают в совместной жизни, труде. Они – атрибут общества. Доктрины возникли десяток тысяч лет назад и остаются главными. Они – попытки целостно объяснить нечто, фрагмент реальности на основе каких-либо принципов. В них много домыслов, а поэтому их атрибут  - плюрализм.  Они и представляют собой парадигмы Куна. Философский проект древних греков – создание  теоретической, монистичной науки на основе  системы когнитивных приемов, названных мышлением. Первая ласточка  теории – геометрия Эвклида.
Философия  как и математика   пустая  наука.  Могу  10  раз доказать… и не пикнете.
@Григорий Самолов,  Если бы это было так, как вы пишите, то вы не использовали бы  число 10, которое доказывает, что математики  не пустая наука и для вас. Что же касается  философии,  то ее давно подменили в целом филодоксией в виду ее пустоты и проблема  спасти ее  как основу  нашего выживания
Автор удалил комментарий
@Севашко Анатолий,  Как вам не понятна моя аргументация,  так и мне не понятно ваша. Мой текст написан на основе диалектического мышления в меру моего его понимания. И он предполагает усвоение матриц системного анализа, созданного основоположниками философии. Прежде всего, два хода мысли от Платона до 5 правила руководства для ума Р Декарта, ставшие субстанцией композиции (слово Маркса о главном достоинстве его труда) «Капитала» (не понятого марксистами и указанного Лениным  кумулятивным  рядом товар→ деньги → капитал). Аналогичен и тренд для понимания науки. Он начинается с универсального свойства отражения (полвека назад была толстая монография философов об этом). В простом виде отражение применимо и к людям – короткие ногти отражают факт их подстрижки, чисто лицо – факт умытости и т.п. Но главным является   ее превращенная форма – информация как специфика жизни. 60 лет назад начал с работы   в НИИ об информации и  всю жизнь  ломал голову о её субстанции. Информация – использование жизнью  отражения в качестве  регулятора для выживания. В простом виде  она – врожденные рефлексы, а в превращенной  форме  - неврожденные субъективные идеи живых существ, имеющих мозги. Мне известен такой факт зоологии – волки с помощью чувств, главным образом зрения, постигают местность своего ареала обитания с радиусом 20 км. По известному мне утверждению на такие идеи приходиться 70-80% памяти людей. И без этих идей мы жить не можем. Но главными идеями оказывается идеальное – множество объективных идей, созданных сообществом живых особей и перенятых  каждым из них на основе подражание. Прочитайте в  американском журнале 2002 г об орангутангах и значении для них подражания. Есть монография  зарубежного исследования о подражании. Но главной формой идеального является вербализованное идеальное, возникающее в меру усвоения  языка  - специфика людей – это знания как начало сознания. А названные три формы идей  - преднаука, возникающая стихийно, апостериорно. Но существуют и априорные знания, которым учат опережающе в школах – наука.  Недавно нашел эту мысль у Аристотеля, а воспринял  от СН Мареева (царство ему небесное), Но надо знать и постнауку, которая не стремится к истине, а всего лишь средством  идеологического обмана , манипуляции (читайте С Кара Мурза). Содержательнее в моих книгах и брошюрах «Слово сильнее оружия». «Манифест научной идеологии» - имеются в интернете и в них список моих книг, можно начать с моих уроков логического мышления на Ютубе  с 2020 года. Но можете оставаться при своем мнении, которое возникло на основе  господствующей постнауки, обоснованной  кровью  и сейчас гибнущих людей на территории нашей страны…
Последняя ремарка: кумулятивный  ряд как основа системного понимания отражает одновременно прошлое, настоящее и основы будущего. На его основе формируются  кладограммы как шедевр  теоретического понимания с помощью диалектик (эволюционизма)
Использованная мной «консерватория» (ваше слово) - результат моего 60-летнего поиска  решения философского проекта английского священника 16 века Р Гукера и  многих основоположников науки
«Случайные догматы»  исключаются пролитой кровью метода «проб и ошибок»
Что же касается математики, то  у меня имеется брошюра «математики и философия», в которой показана возможность ее прогресса теоретизацией
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Александр Благовест., Сочувствую вам, вы только  забыли о том, что и туалеты нужны народу…
Кандидат философских наук, директор Центра...  · 21 янв 2023  · izm.io
Основной вопрос философии состоит в том, в чём же состоит основной вопрос философии. Это придумал не я, а не кто иной, как Хайдеггер. Я-то считаю, что основной вопрос философии состоит в открытии всё новых конечных целей, всё... Читать далее
Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.io
2 эксперта согласныи1 эксперт не согласен
Для кандидата философских наук, в высшей степени несерьёзно (для всех остальных тоже не серьёзно, но в низшей... Читать дальше
Преподаватель-исследователь, специалист по информа...  · 29 янв 2023  · lookaround.blog
Основным вопросом философии считается вопрос о природе реальности, а именно "Что первично: материя или сознание?", если рассматривать формулировку в концепции марксисткой философии . Он основной, потому что другие вопросы... Читать далее
"Лень - двигатель прогресса технического и регресса человеческого". КЕВПерейти на vk.com/e.kandzyuba
1 эксперт согласен
Очень толковый и обстоятельный ответ.
ученый-пенсионер  · 27 янв 2023
Какой вопрос назвать основным, это отчасти условность, но на то должна быть веская причина. С подачи Ф. Энгельса, в философии основным называют вопрос от отношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи. Причина:... Читать далее
1 эксперт согласен
историк идей, теоретик литературы  · 20 апр 2023
Понятие "основной вопрос философии" двусмысленно: идет ли речь об основном вопросе для развития философии, из которого вытекают все остальные вопросы в ходе решения философских задач, либо же об основном вопросе, который ставит... Читать далее
Может хватит мучаться разгадками  в  этом  не умном вопросе?  Что вам даст ответ?   Вы сможете продвинуться в... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 14 апр 2023
Например, такой: когда уже философы начнут менять этот мир по уму. Они же умные, философы-то, нет? И уважать себе за результаты такового меняния, а не за величину зарплат и гонораров, которые они получают за слова, слова... Читать далее
Анонимный комментарий
14 апр 2023
С юмором! Справедливо. Но! когда уже философы начнут менять этот мир по уму. Первое. Меняют мир не философы, а... Читать дальше
Преподаватель истории, философии и психологии. Тем...  · 29 янв 2023
Основной вопрос философии, вопрос об отношении духа к природе. что первично - дух (сознание, мышление) или природа? Иногда ещё выделяют вторую сторону этого же вопроса, гносеологическую - познаваем ли мир, и если познаваем, то... Читать далее
Смешной   Войтов… исследовал науку, а что такое  Время и Вселенная  не знает точно,  жаль если умрёт не узнав!... Читать дальше
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 22 янв 2023
Основной вопрос философии в существовании философии. Но …
… даже палка воткнутая в землю имеет множество корней, что же говорить о философии.
Анонимный комментарий
22 янв 2023
Где вы такие палки находите? 
Не пишу, когда могу.  · 29 янв 2023
Знаете, вся эта масса промежуточных, внутрикухонных философских вопросов о первопричинах, о субъектности, о материи и духе, о кумулятивности знания или «о Вселенной и Вообще» цивилизационно особой ценности не имеют. Ведь... Читать далее
1 эксперт не согласен
Остается только повторить ответ уже прозвучавший в комментариях. Без ответа на вопрос о первичности материи или... Читать дальше
Сусанна Казарян, США, Физик  · 23 июн 2023
Основной вопрос философии — стоит ли заниматься философией?
1 эксперт согласен
Игорь Лев
подтверждает
23 июн 2023
другими словами, как философия делаем меня счастливым